Интегрированное занятие «Пасха. Конспект занятия пасха Конспект занятия на тему пасхи для дошкольников

Интегрированное занятие по познавательному развитию

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

«Пасха, светлая пасха»

(для детей старшей группы)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.
  • Оформление:

  • ваза,
  • веточки вербы,
  • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
  • блюдо с куличом,
  • колокол.
  • ХОД ЗАНЯТИЯ

    Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

    Слушание музыки.

    Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

    Ответы детей.

    – Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

    Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

    Весенний воздух свеж и чист…
    Вот зеленеет первый лист.
    Видна в проталинах земля.
    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Ватага вольных воробьев
    Ворону гонит из кустов…
    Весна готовит свой парад,-
    Весь мир весне весёлой рад!

    – Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

    Дети делятся своими наблюдениями.

    Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

    Ответы детей.

    – А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

    Ответы детей.

    Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

    Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

    Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.

    Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

    Ответы детей.

    Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

    Ответы детей.

    Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

    Ответы детей.

    Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

    Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.

    Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

    Ответы детей.

    Весна:

    Весна ещё не сшила
    Лесам, лугам рубашки,
    Лишь вербы распушила
    Кудрявые барашки.
    Барашки золотые
    Бегут по тонким веткам –
    Веселые, живые,
    Как маленькие детки.

    Весна: А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
    Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
    Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

    Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.

    Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

    Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.

    Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

    Ответы детей.

    Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка”.

    Дети встают в круг и водят хоровод.

    Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

    Сердце с бедами свыкается –
    Но, когда ускачет бес,
    К нам на крыльях опускается
    Пасха яркая с небес.
    Пасха русская, старинная,
    С пестротой и толчеей,
    Неподдельная, былинная –
    Та, что празднуем семьей.

    Педагог: Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
    Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
    Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

    Дети подходят к колоколу и загадывают желания.

    Педагог: Правда, красивый русский обычай?

    Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

    Ответы детей.

    Педагог: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
    Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
    Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

    Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»

    Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

    Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.

    Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

    Звучит народная музыка

    Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

    Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С домом – к новоселью.
  • С дубовым листом – будешь сильным.
  • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
  • Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

    Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

    Игра “Гори,гори ясно”. После игры дети рассаживаются на стульчики.

    Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    – Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

    – О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

    Весна:

    Есть сюрприз у меня
    В честь торжественного дня.
    Ближе детки подходите,
    Да в корзинку посмотрите.
    Испекла я куличи –
    Как вкусны и горячи.
    Куличи вы разбирайте,
    Пасху дальше отмечайте.

    Дети разбирают куличи.

    Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.


    Tatiana68

    Цель

    • Знакомство с обычаеми православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
    • Привитие интереса к традициям наших предков.
    • Воспитание сострадания, терпения, прощения, любви и дружбы.

    План занятия

    1. Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.
    2. Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.
    3. Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.
    4. Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.
    5. “Пасхальные вести” Я.Полонский.
    6. О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.
    7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).
    8. Прослушивание музыки.
    9. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне).
    10. Подведение итогов занятия.

    Ход урока

    Организационный момент. Цели урока.

    Сегодняшний урок мы проводим во время Великой Седмицы, накануне празднования Светлой Пасхи.

    Рассматривание выставки книг на данную тему.

    Какие книги вы принесли сегодня для нашей выставки? Коротко расскажите о них.

    Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

    Что вы знаете об этом православном празднике? Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? /ответы учащихся/

    Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

    В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Именно в этот день отмечалась в Древней Иудее Пасха, т.е., праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Поэтому и происходит название Пасха от древнееврейского слова “песах“, - означающего “прохождение”. Не было для пастухов большей радости, чем весной, когда преумножались их стада, не знали они, кого и благодарить за ягнят и жеребят, появляющихся на свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословления всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих ненавистную разуму смерть.

    Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена.

    Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если отпробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы.

    Еще первые астрономы-жрецы знали, что солнце приходит в наше полушарие после дня весеннего равноденствия. По-разному народы приобщались к традиции Пасхи, но справляли ее неизменно после этого дня.

    По установленным в IV веке правилам христианства, Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес казненный Христос.

    Все христиане считают Пасху самым значительным днем в году “Праздник Праздников – Святая Пасха!”- провозгласили когда-то отцы церкви. ,Христос Воскрес!“ – приветствуют всех в этот праздник верующие и троекратно целуются в знак любви.

    К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

    По народному поверью Пасха - самый большой праздник не только на земле, но и на небесах. Если существует загробная жизнь, то в этот день грешников в аду не мучают, и если уж умирать, то дай Бог на пасху, потому что не каждому дается такая радость, чтобы душа непременно сразу устремилась в рай.

    Воскресение Христово – самый великий в Христианской Церкви праздник. В этот день положена в церкви и служба особая, более торжественная, нежели в другие праздники. Утреня начинается в полночь. Пред началом ее священнослужители, облачившись в белые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжжеными свечами, с крестом и иконами идут вокруг храма и, как будто мироносицы, ищут тело Иисуса. Начальный возглас утрени делается пред затворенными дверьми храма, при чем много раз поется тропарь: “Христос воскресе…”, и с пением сего тропаря входят во храм.

    Пасха – праздник с особыми правилами (страстная неделя).

    Первые три дня недели верующие приглашаются, в церквах идут евангельские чтения. Дома в эти дни – обычный постный стол, отказ от скоромной пищи, в т.ч. от рыбы.

    К Великому четвергу в доме все должно быть чисто. В этот день нужно красить яйца, замешивать тесто для куличей, делать пасху.

    Великая, Страстная пятница - день строгого поста. Считается, что заниматься в доме никакими хозяйствами делами нельзя (даже мыться).

    В Великую субботу утром – служба. (Разговляться можно, когда кончится литургия, после 3 часов).

    Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

    Каждый год солнце, сделав свой круг, приносит нам весну. И каждый год, возвещая нам о добром и светлом в нашей жизни, вновь и вновь звучат в храмах вдохновенные пасхальные песнопения.

    Христос воскрес из мертвых,
    Смертию смерть поправ,
    и сущим во гробех живот даровав.
    Воскресения день,
    Просветимся, люди:
    Пасха, Господня Пасха!
    От смерти бо к жизни,
    и от земли к небесам
    Христос Бог нас преведе,
    Победную поющия.

    Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.

    Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.

    Смерть Христа на Кресте есть одновременно Его победа. За Крестом следует Воскресение, и радость Пасхи просвечивает через скорбь, делая ее светлой. "Крестом радость прииде всему миру" - поется в церковном песнопении.

    Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых, и суд Его праведен, и никто не избежит Суда Христова.

    “Пасхальные вести” Я.Полонский

    Весть, что люди стали мучить Бога,
    К нам на север принесли грачи...
    Потемнели хвойные трущобы,
    Тихие заплакали ключи...
    На буграх каменья обнажили
    Лысины, покрытые в мороз...
    И на камни стали падать слезы
    Злой зимой очищенных берез.

    И другие вести, горше первой,
    Принесли скворцы в лесную глушь:
    На кресте распятый, всех прощая,
    Умер Бог, Спаситель наших душ.

    От таких вестей сгустились тучи,
    Воздух бурным зашумел дождем...

    Поднялись - морями стали реки
    И в горах пронесся первый гром.

    Третья весть была необычайна:
    Бог воскрес, и смерть побеждена!
    Эту весть победную примчала
    Богом воскрешенная весна...
    И кругом леса зазеленели,
    И теплом дохнула грудь земли,
    И внимая трелям соловьиным,
    Ландыши и розы зацвели.

    О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.

    Первое пасхальное яйцо преподнесла в подарок императору Мария Магдалина. Она пришла на встречу с императором и со словами “Христос воскресе!” протянула ему в подарок красное яйцо. Император с интересом спросил, что это означает. И Мария рассказала ему историю об Иисусе Христе.

    Первые христиане, узнав о приношении святой Магдалины и подражая ей, тоже начали при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца. Впоследствии это стало пасхальным обычаем всех православных христиан.

    А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

    Чтение пасхальных стихов учащимися.

    Пусть принесет добро
    И поздравления
    День Светлого
    Христова Воскресенья!
    Пусть служба в храме
    Исцелит, понравится,
    И чувство окрыленности
    Появится!

    Пусть сердце Ваше
    Счастье наполняет,
    В душе царят
    Покой и благодать!
    И свет небесный
    Ярче пусть сияет,
    Чтоб Вас и Ваших близких
    Согревать!

    Пусть в этот день,
    Красивый, добрый,
    В душе сияет
    Радость вновь,
    И целый мир
    Вокруг наполнят
    Надежда, вера
    И любовь!
    И пусть летит
    Благою вестью:
    Воистину
    Христос Воскресе!

    Пусть благодать
    В душе царит,
    И щедрость сердца
    Не увянет,
    Господь спасет и сохранит,
    И благоденствие подарит!

    Надежды,
    Веры и любви!
    Прекрасных
    Радостных чудес!
    И пусть сейчас
    Тепло звучит:
    Воистину
    Христос Воскрес!

    10. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).

    Яйцо является символом жизни, напоминающим о воскресении из мертвых. Обычное яйцо похоже на камешек. Оно словно неживое, но внутри него есть жизнь – цыпленок, который вылупится из яйца при определенных условиях.

    К празднику Пасхи мама или бабушка обязательно испечет кулич, покрасит яйца. Вы тоже можете принять участие в подготовке к нему. Предлагаю вам картонные фигурки-яйца (шаблоны), которые можно оформить в виде открытки. Используем различный подручный материал: карандаши, фломастеры, краски, цветную бумагу.

    11. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне, оформление аппликации из цветной бумаги).

    12. Подведение итогов занятия.

    Было ли вам интересно сегодня на уроке?

    Что запомнилось и понравилось больше всего?

    13. Рассматривание детских работ. Выставка лучших работ.

    Цель: познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие; учить предварительно обдумывать последовательность своих действий, осмысленно использовать элементы росписи. Воспитывать дружелюбие. Коррекция внимания, мелкой моторики рук.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цель: познакомить

    Материал к занятию:

    Ход занятия.

    Солнышко, ведрышко,

    Выгляни в окошко!

    Солнышко, покатись,

    Красное, нарядись!

    Летят слова в простор небес:

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    И рады люди всей земли,

    Что силы мрака не смогли

    Заполонить собою мир,

    Своих церквей

    Из разных стран.

    И нет возвышенней чудес,

    Чем это чудо всех времен:

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    Воистину - Сын Бога Он!

    Здравствуйте, добры молодцы!

    Здравствуйте, красны девицы!

    Пасха наступила,

    радость охватила.

    Иисус любимый,

    Отстрадав, воскрес.

    Поздравляю с лаской,

    С богоданной пасхой -

    Праздником прекрасным,

    Чудом из чудес.

    Под напев молитв пасхальных

    И под звон колоколов

    Из полуденных краев.

    Повсюду благовест гудит,

    Из всех церквей народ валит,

    Заря глядит уже с небес.

    Христов воскрес!

    Христос воскрес!

    Вот просыпается земля,

    И одеваются поля.

    Весна идет полна чудес!

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    Рыба - символ Христа.

    Завитки и спирали - знаки космической силы.

    Треугольник с точками

    Листья дуба, сосны, ясеня

    Цветы на писанках

    Зеленые сердечки

    Сердце с бедами свыкнется -

    Но когда ускачет бес,

    К нам на крыльях опускается

    Пасха яркая с небес.

    Пасха русская, старинная,

    С пестротой и толчеей,

    Неподдельная, былинная -

    Та, что празднует семьей.

    Рано утром разговеемся

    По укладу стариков.

    И любить и жить надеемся

    Еще тысячу веков.

    Соберемся, не рассоримся,

    Пахнет терпкая акация,

    Звон плывет в родном краю…

    Пасху русскую свою.

    Крашеные яйца весело едим,

    Припев:

    Бабушка рядышком с дедушкой

    Дружно кулич доедают.

    Мамочка рядышком с папочкой

    С весельем гостей принимают.

    Припев:

    Говорят, что Пасху раньше

    Отмечала вся страна.

    На качелях, сидя дружно

    Улыбалась детвора.

    Молодежь теперь не знает,

    Как же пасху отмечать:

    И гостей к столу встречать.

    Заглянули в старину мы -

    Будто дождь омыл сердца.

    И Вам немножко рассказали

    О Воскресении Христа.

    Повсюду благовест гудит

    Из всех церквей народ валит

    Заря глядит уже с небес…

    Поведение итогов:

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия на тему «Пасха-праздник праздников»

    Цель: познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие; учить предварительно обдумывать последовательность своих действий, осмысленно использовать элементы росписи. Воспитывать дружелюбие. Коррекция внимания, мелкой моторики рук.

    Материал к занятию: иллюстрация распятия Христа, у каждого ученика по одному яйцу для раскрашивания, образцы узоров-символов, простые карандаши, фломастеры, призы-подарки, куклы.

    Ход занятия.

    Вот и пришел к нам прекрасный весенний праздник, который называется Пасха. И сегодня на занятии мы познакомимся с пасхальными традициями, обычаями, играми.

    В России Пасху называли Велик день, Светлый день.

    Это праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью, торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом.

    Пасха - это праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа. Существовало поверье, что на пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенкой:

    Солнышко, ведрышко,

    Выгляни в окошко!

    Солнышко, покатись,

    Красное, нарядись!

    Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. Пасха большой праздник, длится неделю и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Светлое Христово Воскресение - самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мертвых.

    (Показать иллюстрацию распятия Христа).

    Пасха не бывала без качелей. Качались решительно все. Возле качелей образовывалось нечто деревенского клуба; девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками и тальянками. Толпились здесь с утра до ночи. Одни только глядели да любовались на чужое веселье, другие веселились сами.

    А сейчас дети прочитают стихи:

    Летят слова в простор небес:

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    И рады люди всей земли,

    Что силы мрака не смогли

    Заполонить собою мир,

    И ждет Христос на брачный пир

    В небесный град всех прихожан

    Своих церквей

    Из разных стран.

    И нет возвышенней чудес,

    Чем это чудо всех времен:

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    Воистину - Сын Бога Он!

    Здравствуйте, добры молодцы!

    Здравствуйте, красны девицы!

    Пасха наступила,

    радость охватила.

    Иисус любимый,

    Отстрадав, воскрес.

    Поздравляю с лаской,

    С богоданной пасхой -

    Праздником прекрасным,

    Чудом из чудес.

    Под напев молитв пасхальных

    И под звон колоколов

    К нам летит весна из дальних,

    Из полуденных краев.

    Повсюду благовест гудит,

    Из всех церквей народ валит,

    Заря глядит уже с небес.

    Христов воскрес!

    Христос воскрес!

    Вот просыпается земля,

    И одеваются поля.

    Весна идет полна чудес!

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. Считалось, что яйцо - знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

    Существовало два вида яиц: крашенка и писанка.

    Крашенка - это окрашенное варенное яйцо.

    А писанка - это яйцо, покрытое разноцветными узорами. Существуют сотни узоров - символов, магических знаков-оберегов.

    Рыба - символ Христа.

    Завитки и спирали - знаки космической силы.

    Треугольник с точками - это символ засеянного поля, знак достатка и богатства.

    Сливы и яблоки - магия любви.

    Листья дуба, сосны, ясеня - это символы древа жизни. Мальчику дарили писанку с дубовыми листочками, так как дубовый лист - символ гармонии, красоты и силы.

    Цветы на писанках - это символы народившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.

    Зеленые сердечки - жар любви (девушки дарили парным).

    Цвета тоже имеют свою символику: красный цвет - цвет радости, жизни; желтый - знак солнца, тепла; зеленый символизирует весну; голубой - цвет неба; коричневый и черный - цвет земли; синий - цвет ноги, цвет тайных духов.

    Сегодня и мы попробуем нанести на яйца узоры. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.

    Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.

    А пока вы будете наносить узор, я расскажу о существовавших на Руси верованиях о чудодейственных силах писанки.

    С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.

    Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы. Яйцами обкатывали спины домашних животных, чтобы они не болели, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадка, будь гладка и светла». Писанку использовали при лечении некоторых болезней. Высохшим желтком писанки лечили ожоги, мокрую экзему. Осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили от простуды и лихорадки. Писанкой поминали умерших родственников. Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость.

    А сейчас приглашаю вас поиграть в пасхальные игры.

    1. Играющие садятся напротив друг друга и катают писанки, писанки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.
    2. По команде дети одновременно раскручивают свои писанки. Чье яйцо дольше прокрутится тот и победитель.
    3. Игра «Боулинг по-русски». По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, матрешки и т.д. Задача играющих - своими яйцами выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо оп очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом.

    К пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100 - 200 яиц. Их раздавали приходящим похристосываться, детям или же разговлялись сами свей семьей. А еще на Пасху готовили творожную пасху и пекли вкусные сладкие сдобные булки-куличи. Давайте и мы попробуем кусочек вкусного кулича и угостим гостей.

    Сердце с бедами свыкнется -

    Но когда ускачет бес,

    К нам на крыльях опускается

    Пасха яркая с небес.

    Пасха русская, старинная,

    С пестротой и толчеей,

    Неподдельная, былинная -

    Та, что празднует семьей.

    Рано утром разговеемся

    По укладу стариков.

    И любить и жить надеемся

    Еще тысячу веков.

    Соберемся, не рассоримся,

    Есть надежда - будем жить!...

    Пахнет терпкая акация,

    Звон плывет в родном краю…

    Возвращайся, празднуй, нация,

    Пасху русскую свою.

    Песня на мелодию песни «Золотая свадьба»

    Пасху, пасху празднуем семьей.

    Пасха, пасха - праздник озорной.

    Крашеные яйца весело едим,

    Вас поздравить с праздником хотим.

    Припев:

    Бабушка рядышком с дедушкой

    Дружно кулич доедают.

    Мамочка рядышком с папочкой

    С весельем гостей принимают.

    Этот праздник знать вы все должны.

    Поздравления летят со всей страны.

    Будем праздник весело справлять,

    Про старинные обычаи вспоминать.

    Припев:

    Говорят, что Пасху раньше

    Отмечала вся страна.

    На качелях, сидя дружно

    Улыбалась детвора.

    Молодежь теперь не знает,

    Как же пасху отмечать:

    Яйца красить, куличи стряпать

    И гостей к столу встречать.

    Заглянули в старину мы -

    Будто дождь омыл сердца.

    И Вам немножко рассказали

    О Воскресении Христа.

    Повсюду благовест гудит

    Из всех церквей народ валит

    Заря глядит уже с небес…

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    Поведение итогов:

    Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.


    Конспект непосредственно организованной познавательной деятельности для старшего возраста на тему: «Пасхальные писанки»

    Разработала воспитатель старшей группы 1 квалификационной категории Волкова Александра Александровна

    Занятие интегрированное.

    Цель:
    1. Расширять знания детей о пасхальных традициях. Продолжать закреплять знания о символах Пасхи.
    2. Знакомство с новыми словами: Писанки, Крашенки, Пасхальный кулич, творожная Пасха. Проговаривание новых слов.
    3. Развивать память, внимание, расширять активный словарный запас красочными прилагательными по теме.
    4. 2 часть занятия расписывание яйца по схеме.

    Материал:
    Мягкая игрушка – курица Коко, фотографии с изображением пасхальных яиц, куличей и творожной Пасхи, библия.

    Предварительная работа:
    Рассматривание иллюстраций, библии, беседы о празднике Светлой Пасхи.

    Ход занятия:

    Воспитатель в фартуке и косынке подметает пол, вытирает пыль, моет окно под пасхальную музыкальное сопровождение

    Звучит пасхальная музыка, воспитатель напевает….

    Воспитатель:
    Как вы думаете, почему я затеяла уборку?
    Дети:
    Чтобы было чисто!
    Воспитатель:
    Все правильно, а знаете ли вы, к какому празднику я готовлюсь?
    Дети:
    дают различные ответы.
    Воспитатель:
    Рассказывает, как связаны чистота дома и Светлый праздник Пасхи:
    Пасха, а по другому - Светлое Христово воскресенье, это праздник чистоты и весны, праздник красоты, добра и радости. Почему этот праздник так называется? А все потому, что давным - давно, этим словом называли прохождение человека от смерти к воскрешению на небесах. Вот и Иисус был распят на кресте, а потом воскрес и теперь смотрит на нас с небес. А если господь Бог ожил, значит, он снова с нами, снова будет нам помогать во всех наших добрых начинаниях. К этому дню принято наводить чистоту в доме и около него.
    Чтобы лучше и больше узнать об Иисусе Христе, мы после занятия или дома рассмотрим и почитаем Библию.

    А пока, рассмотрим фотографии, которые я для вас приготовила:

    Подходим к стенду.
    1. Почему именно яйца являются символом Пасхи?
    Яйцо это символ новой жизни, воскрешения Иисуса Христа
    2. Как вы думаете, почему в Пасху принято красить яйца?
    Крашеные или расписные яйца являются символом весны, а весной все оживает, распускается и расцветает.

    3. Почему принято меняться (дарить) крашенными яйцами?
    Потому что тем самым мы желаем людям здоровья и доброты.

    На этот счет существует легенда:
    В день воскресения Иисуса Христа одна женщина шла на базар с корзинкой яиц и всем рассказывала, что случилось чудо, Иисус Христос воскрес. На ее пути встретился мужчина, он удивился, не поверил ее словам и сказал, если Иисус воистину воскрес, пусть твои яйца станут разноцветными! Не прошло и минуты, как яйца в корзинке стали разноцветными. С тех пор в Пасху принято христоситься, то есть обмениваться яйцами (символами новой жизни), говорить Иисус воскрес, а отвечать - воистину воскрес!

    4. Как называется этот обмен? - христоситься
    Крашеные яйца принято называть КРАШЕНКАМИ, А РАСПИСНЫЕ ЯЙЦА, ТО ЕСТЬ С УЗОРОМ, ПИСАНКАМИ.
    5. Подумайте, что еще принято готовить на Пасху? (печь кулич и делать творожную пасху)
    6. Расскажите, как вы отмечаете Пасху у вас дома? (выслушать ответ каждого ребенка)

    Ребята как интересно мы с вами сегодня провели время!
    Я рассказала вам многое о Пасхе и вы мне тоже. А что вам запомнилось?
    Предполагается, что дети должны запомнить легенду о крашеных яйцах.

    Предлагаю вам поиграть.
    Динамическая пауза:
    Я буду называть вам различные праздничные традиции, а вы, когда услышите Пасхальные, один раз хлопните в ладоши.
    Начинаем:
    1. Украшение ёлки
    2. Надувание воздушных шаров
    3. Изготовление творожной Пасхи
    4. Пение песни «Каравай»
    5. Задувание свечей на торте
    6. Крашение яиц
    7. Освящение куличей в церкви

    Запомнили ли вы, что такое крашенки, писанки?
    Сейчас, я предлагаю вам самим сделать свои собственные писанки!

    Для этого я предлагаю вам выбрать себе место за столами и внимательно посмотреть на предметы, лежащие перед вашими глазами.
    Что вы видите?


    Дети:
    Это схема рисунка….
    Воспитатель:
    Все верно - это схема росписи яйца, или пасхального рисунка. Он состоит из нескольких элементов.
    На первой схеме что вы видите?
    Дети:
    Овал
    Воспитатель:
    На второй – овал, а внутри него?
    Дети:
    Огурец, перо, перевернутая капелька воды…… и круг
    Воспитатель:
    Будем называть этот узор огурцом, а внутри огурца круг
    Что вы видите на третьей схеме?
    Дети:
    Овал, внутри огурца круг, внутри круга спираль
    Воспитатель:
    Все правильно
    На четвертой?
    Дети:
    Овал, огурец, круг, внутри него спираль, а вокруг круга лепестки
    Воспитатель:
    На пятой?
    Дети:
    Овал, огурец, круг, спираль и лепестки вокруг круга и линия от цветка к началу огурца
    Воспитатель:
    На шестой?
    Дети:
    Все тоже самое, только на линии есть заборчик, очень похожий на шипы

    Воспитатель:
    Предлагаю вам повторить такой узор на своих листочках.


    Вы видите, что первая и вторая схемы у вас уже есть, вам нужно лишь обвести овал и огурец по нарисованной линии, начиная с точки, и ведя фломастер по направлению стрелки, не отрывая фломастер от бумаги. А вы умеете рисовать спираль? Сначала нарисуем точку внутри круга, а затем будем вести линии без отрыва вокруг этой точки.
    Далее, продолжите сами и мы посмотрим, что у вас получится!
    Кто то из вас может дополнить рисунок своим узором, ведь сегодня вы многому научились.
    Нарисовали? Молодцы! У нас получились самые настоящие писанки! Вскоре, их можно будет сделать крашенками! Потому, что они будут служить раскрасками для вас.


    Хвалю детей, кому то даю рекомендации.

    В свободное время мы вырежем то, что у вас получилось и сделаем одно, очень большое пасхальное яйцо, которое будет КРАШЕНКОЙ ВАШИМИ ПИСАНКАМИ!

    Методическая разработка

    занятия детского объединения «Бусинка»

    «Встречаем Пасху!»

    подготовила:

    Лаврентьева

    Светлана Николаевна,

    педагог дополнительного образования

    МОУ ДОД ДДТ

    г. Таганрог

    Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Встречаем Пасху! "

    Цель: создание условий для формирования и развития общекультурных компетенций.

    Задачи:

    Знакомство с христианскими традициями и обычаями нашей страны .

    Привитие интереса к традициям наших предков.

    Воспитание уважения к традициям религиозных праздников в России.

    Обучение технологии изготовления пасхального сувенира «Кулич».

    Оборудование и материалы:

    компьютер, мультимедийный проектор, экран;

    презентация «Встречаем Пасху!» (собственная разработка);

    выставка работ обучающихся на данную тему;

    ткань, ножницы, клей, картон.

    Предварительная подготовка:

    подбор материалов для создания презентации, создание презентации,

    подготовка выставки по теме «Встречаем Пасху!»,

    подбор материалов для изготовление пасхального сувенира «Кулич».

    План занятия.

    Организационный момент.

    1.Рассматривание выставки работ обучающихся на данную тему.

    2.Выявление знаний о праздновании Пасхи, атрибутов праздника.

    Основная часть.

    Рассказ педагога об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

    Практическая работа. Работа над оформлением пасхального сувенира (аппликация «Кулич»).

    Подведение итогов занятия.

    Ход занятия.

    Организационный момент .

    Беседа по технике безопасности (приложение 2).

    Рассматривание выставки на данную тему (вышитые картины, яйца, оплетённые бисером, лентами, аппликации на пасхальную тему, книги и журналы). Посмотрим на нашу выставку. Пасха праздник праздников. Сколько ярких красок, доброты и любви мы видим здесь. Ведь Пасху всегда отмечают с необычайной торжественностью.

    Погружение в тему, выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи: что вы знаете об этом православном празднике? Назовите атрибуты праздника. Какие подарки дарят родным и близким на Пасху?

    Просмотр презентации «Встречаем Пасху!»

    Основная часть .

    Рассказ педагога: В России живут люди разных национальностей. Они верят в разных богов и ходят в разные храмы: церкви, костелы, мечети, синагоги... Верить в бога или нет - это личное дело каждого человека, это его право, данное ему Конституцией нашей страны. Главное, чтобы люди разных национальностей и разных вероисповеданий с уважением относились друг к другу, жили в мире и согласии. Скоро наступит один из самых великих христианских праздников - Пасха. Атрибуты праздника: ароматные куличи, крашеные и расписные яйца, творожная пасха всегда занимают почётное место на праздничном столе. Кулич – это как солнце красное в праздник на столе, и, если попробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. Яйцо является символом жизни, напоминающим о воскресении из мертвых. Обычное яйцо похоже на камешек. Оно словно неживое, но внутри него есть жизнь – цыпленок, который вылупится из яйца при определенных условиях.

    Традиционными цветами Пасхи являются белый, жёлтый, зелёный.

    Хотя Пасху и называют “праздником праздников” или “торжеством торжеств”, но буйно веселиться в этот день не принято. Традиционно люди приветствуют друг друга словами:

    Христос воскрес!

    Воистину воскрес!

    На Пасху принято дарить крашеные и декоративные яйца, пасхальные веночки или букеты, игрушки: цыплят, курочек и петушков. Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

    К празднику Пасхи мама или бабушка обязательно испечет кулич, покрасит яйца. Вы тоже можете принять участие в подготовке к нему.

    Работа над оформлением пасхального сувенира «Кулич» по технологической карте (см.приложение1). Этим сувениром можно дополнить пасхальную композицию или использовать для украшения пасхальной открытки.

    Подведение итогов занятия.

    Было ли вам интересно на занятии?

    Что запомнилось и понравилось больше всего?

    Приложение 1.

    Технологическая карта изготовления изделия

    Наименование изделия: пасхальный сувенир «Кулич»

    Техника : Аппликация многослойная.

    Материалы и инструменты: жёлтый, зелёный, белый, синий, розовый, коричневый фетр, картон, клей, ножницы, пайетки (блёстки).

    1). По шаблону из фетра вырезаем детали изделия.

    2).Вырезанные детали приклеиваем последовательно на заготовку из картона (см.фото).

    шаблоны

    Полезные советы:

    1)Если прикрепить магнит, у нас получится оригинальное украшение на холодильник.

    2) Если приклеить деревянную шпажку, то получится «флорик»(элемент для декоративных композиций).

    Приложение 2

    Техника безопасности для детей и подростков при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

    1. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя...

    2. При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.

    3. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот.

    4. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.

    5.. Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,

    6. Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.

    7. Нельзя перекусывать нитку зубами.

    8. Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.

    9. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

    10. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

    11. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

    12. Нельзя резать на ходу.

    13. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

    Просмотр содержимого презентации
    «pril2пасха»


    Муниципальное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Дом детского творчества» г. Таганрога

    Встречаем Пасху! Открытое занятие, 8-12 лет

    Светлана Николаевна,

    педагог дополнительного образования


    • В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мёртвых Иисуса Христа.
    • В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, воскрес казнённый Христос.


    • На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе!».
    • Принято ходить друг к другу в гости, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры.

    «Долба-долба»

    Ребята делятся по парам.

    Каждый берет в руку по варёному пасхальному яичку.

    По команде судьи: «Долба!» яйца бьются друг о друга.

    Нужно нанести удар так, чтобы разбить яичко соперника.

    Победитель забирает яйцо побеждённого.

    Можно играть, разделившись на команды. У каждой команды может быть свой цвет.


    «Выкрутасы»

    На ровной поверхности – на столе или полу – игроки по команде судьи раскручивают пасхальные яички. Выигрывает тот игрок, чьё яйцо дольше прокрутится. Судья может засекать время по секундомеру, чтобы потом сказать рекордный срок верчения яиц.


    C лужит первым приютом птенцам и маленьким животным. В центре выкладывают яйца, украшают зеленью, цветами

    Символ покоя и защищённости

    символ плодородия

    Символизирует начало жизни, главная деталь украшения праздничного стола


    Пасхальные композиции

    В пасхальных композициях можно использовать такие предметы как расписные яйца, фигурки кроликов, птиц, зелёную траву









    Список использованной литературы:

    1. Журнал «Все для женщин», март 2011г.

    2. Фото готовых работ взяты из личной коллекции автора методической разработки Лаврентьевой С.Н.

    3. Бисерные яйца – журнал «Чудесные мгновения»