Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа. Национальный костюм бурятского народа Традиционная одежда бурятов

Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром - ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.


Заслуживают внимания и ткани - шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета - синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.

В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.

В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.

Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам - Сагаалган (Белый месяц - наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.

Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.


В последние годы стали проводиться межрегиональные конкурсы модных дизайнеров, использующих в своих коллекциях стилизацию национального костюма, этнические мотивы. Многие интересные модели с таких показов попадают в «массы» и становятся популярными у молодежи.

Модные образы

Необычно теплые и уютные модели из овечьей шерсти с добавлением кашемира очень кстати в сибирские морозы. Это может быть брючный вариант со стилизованным верхом под национальный бурятский костюм - воротник-стойка, ступенчатый борт на груди, необычный рукав, капюшон. Либо это вариант с мягким силуэтом, обтягивающим, но не стесняющим движения, с макси длиной юбки или платья, с этническими узорами. Шерсть тонкий и оригинальный материал, дающий тепло в холод и дышащий в жару. Добавив оригинальный головной убор в этно-стиле, ваш образ станет незабываемым.

Оригинальный наряд в белом цвете с серебряным контрастным оформлением в виде кантов и акцентов подойдет и на вечерний выход, и в качестве свадебного наряда. Интересное оформление лифа и асимметричность плеча с серебряным кантом выглядит как ступенчатая вставка энгэр, боковой орнамент на талии и в месте крепления пелерины придает этничность и воздушность образу. Вертикальная серебряная полоса на юбке опять же навевает национальные мотивы. При этом длина платья выше колен не смотрится вызывающе. Добавив уникальные украшения на голову с боковыми подвесками из серебра, вы точно будете неотразимой.

Еще один образ для вечернего выхода или свадебного торжества в белом цвете с золотом станет незабываемым. От национального бурятского костюма присутствует отрезная юбка с верхом, оригинальная вышивка золотом в виде орнамента, национальные украшения - браслеты, нагрудное ожерелье и богатый головной убор. Платье имеет короткий рукав, отделанный золотым кантом, как и лиф. Золотой высокий головной убор с украшением на лбу и подвесками придает женственность, статность и шик. Пышность и длина юбки подчеркнут стройность талии.

Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.

В Забайкалье же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.

Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.

Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.

Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства буряток.

Одежда бурят википедия
Поиск по сайту:

Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его эстетика, культура, обычаи.

Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни.

Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Из овчин шили шубы, из кожи — сапоги, из шерсти — чулки и т.д.

Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра. По одежде можно было определить социальный статус, место проживания человека и род (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры).

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах — дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний).

Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы — верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ).

Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — Хуасай, Харгана, Сагаангууд.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.

Женская одежда состояла из рубахи — самса и штанов — умдэ, поверх которых носили халат — дэгэл. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.

Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию.

В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»).

Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото

Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной.

Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.

Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен.

У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.

Буряты, придавали большое значение украшениям.

Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря.

Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть – землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца.

На обеих руках у женщины были серебрянные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной – (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок.

Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру.

По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур).

На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зеленого и желтого цветов.

БУРЯЦСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Текст работы загружается без изображений и формул.
Полная версия работы доступна на вкладке «Файлы файлов» в формате PDF

введение

Бурятский народный костюм является частью многовековой культуры бурятского народа. Он отражает его культуру, эстетику, гордость и дух. Костюм одной из многоязычных народов Забайкалья и региона Байкал всегда привлекал внимание путешественников, поскольку они повлияли на историческую судьбу жителей этих регионов, как на специальность, как на ландшафт и природу.

И женщины, и мужчины занимались производством одежды Бурджата. У портного должны быть много знаний и навыков, в частности, он был художником и вышивкой, клейкой и стеганой, занимающейся одеждой, зная отделку, цвет. Мужская одежда-паспорт показывает свою племенную (этническую) принадлежность и символ, что означает его социальную значимость.

В конце 19 — начале 20 вв. Буратовци сохранила традиционную одежду. Но в середине 20-го века национальный костюм всегда можно было встретить. В наше время национальный костюм Бурят можно найти только на фестивалях или в постановках. Но национальный костюм, его связь, пошив — это весь склад богатства национальной культуры Бурятова. Все поколение людей не знает своей собственной культуры, они не помнят предварительных знаний своих предков, они не понимают красоту народных костюмов.

Поэтому молодое поколение должно не только признать национальный костюм в Бурятии, но и знать, ценить и сохранять его для будущих поколений.

Цель состоит в том, чтобы довести молодое поколение до национального костюма в Бурате.

1) Изучить историю развития национального костюма.

2) изучают сорта национальных костюмов.

3) Познакомиться с древним национальным костюмом семьи Аюевых.

Важность наших исследований выражается в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к культуре Бураха. Целью исследования является национальный костюм Бурят. Предметом исследования является тип народного костюма «Бурят». Исследовательская гипотеза — национальный костюм Бурджат — это память о предках и культуре для потомства.

1. Изучение национального костюма Бурят

первый

1 История развития и разнообразия национального костюма Бурят

Костюм Бурята был результатом длительного процесса развития от простого до сложного, от утилитарного до эстетического.

Материал и техника производства зависят от степени развития экономики и культуры. Основной деятельностью Бурятова было выращивание крупного рогатого скота. Для изготовления костюма использовались овчины, кожа и другое переработанное сырье.

Шкуры животных использовались в течение длительного времени. В конце 19-го и начале 20-го века наблюдалось частичное удаление традиционной кожи, кожи и преобладающее использование русских и западных тканей. Последнее особенно характерно для Бурдж-хайят.

В Забайкалье китайские хлопчатобумажные и шелковые нитки продолжали использоваться с российскими тканями. Burjati использовала ткани в умной одежде; качеством материала и украшений был костюм богатых.

Стоит упомянуть об известном единстве костюма Бурджат. Обрезка одежды на талии — особенность бурятского костюма.

Традиционный костюм, как мужское, так и женское нижнее белье, состоящее из футболок (Самса), брюк с широким шагом (um), верхней одежды (дегель) с запахом слева направо со специальными головными уборами и туфлями для бурят.

Женская одежда менее восприимчива к изменениям и, как более консервативный вариант, сохранила многие старые функции. Изучение разреза частей костюмов показало наличие двух видов одежды: малины (морина самса) и глухих (Урбах, Учаны). Одевание рубашки, по сути, представляет собой короткое платье с ароматом левого пола, оно имеет название "kwanghi"; "трет", Глубокая рубашка появилась на Буряцке под влиянием соседнего русского населения, которое характеризуется такими рубашками.

Существовали два вида мужской одежды. Первый тип включает проглоченных пастухов — кочевников с характерным запахом "jestehas" (мужской мех). Второй тип включает внешнее платье Бурджатской части Байкальского региона с плоским разрезом спереди, с краем, простирающимся на дно. Зажимы, которые касались дна, достигали прямой режущей мельницы. Особенностью мужского костюма был пояс.

Материал, техника и назначение отличались: трикотажные, тканые, сплетенные с волосами, шерсть. Они были более элегантными, чем кожа с серебряными пластинами. Изучение их приводит к заключению, что было более молодое собрание, пояс был необходим как амулет, затем пояс был признаком мужественности, отличительным знаком в иерархии службы.

Украшение металлических пластин поясов было глубоко традиционным и отражало взгляд на мир его создателей. Эти мотивы являются общими с украшениями других народов Центральной Азии, южной Сибири и характерными для разных исторических периодов.

Головной убор был разнообразным, наряду с традиционным отечественным Burjata, который они носили и покупали. Различия были разными по размеру. В Забайкалье одежда была связана с богатыми предками. Самый старый — это шляпа "Juden" с наушниками и полукруглым вырезом, который покрывает шею, которая носилась в плохую погоду.

Бурят из Байкальской области имел голову с круглой головой и узким краем вдоль края "Татари мамай "(Тартарная крышка). Шляпа была также известна здесь "хобби", Позже они были заменены шапкой куба. Мужский костюм был знаком места носителя в иерархии услуг. Одежда, которая вела себя, отличалась от одежды сотрудников. "Люди Улуса" одежда из хлопчатобумажных тканей: даламба, пальто. Право носить шелк и парчу было привилегией князей и богачей: аристократия носила голубые платья.

Художник с изображением дракона (вышивка, ткачество) показал высокое положение и источник носителя. Верх с высокой короной, с камнями синего, белого, красного цвета, был украшен костюмом чиновника. Дети обоих полов носили одежду как мужчины. Девушка до свадьбы могла носить такую ​​одежду с поясом.

Для женской одежды характерно, что они отрезали ремень — мельница состояла из широкого крыла и тренажерного зала, рукава состояли из буфов или прямо без ведра.

Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщина изменилась с одного периода на другой и изменила семейное положение.

Одежда Бурят

Все это сопровождается соответствующими ритуалами. Если до периода зрелости девушка держала платье для мужских костюмов, которые носили крылья, большие девочки прорезали талию платья, но с рукавами, за исключением половины рукава для мужчин.

Декоративный патч обошел пояс, женился только на фронте. Оснащенный волосами и украшениями, а также подходящее и общественное положение, декоративный пик отличался от костюмов других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин некоторые особенности, основанные на деталях, были соблюдены в принципах декоративного дизайна и реализации. Элегантная одежда молодой замужней женщины в полной форме различает ряд местных подтипов.

Пожилая женская одежда различалась в упрощенных формах и границах. Появление одежды европейского стиля является одним из самых важных явлений женской одежды Бурата с 19-го и начала 20-го веков. Но удлиненные рубашки "Самса" в Забайкалье и одеть плоские холсты на кокету "халдейский" в Байкальском регионе существует в течение длительного времени. В костюмированном костюме Бурятского Байкальского региона можно найти географическое — общее отделение: костюмы Боханского, Алярского и Вершнелен, которые можно отнести к булгатам и эхиратам.

Интересно знать, что одной из отличительных особенностей является обувь.

1.2 История древнего костюма семьи Аюевых

В 1987 году этнографы из Улан-Удэ пришли к посещению семьи Аюджа. Слухи дошли до столицы Бурджации, которая сохранилась на левом берегу Ангары в древнем уходе Заходы, которому более ста лет.

Анфиса бабушка, которая жила в мире в течение 101 года, оставила четверо детей и внуков, и, возможно, самое важное — хорошее воспоминание о тревожном чувстве любви, мудрости, любви и заботы о руках. Именно эти руки дали наследию отпрыска невероятную вещь — дегельдировать старую породу, но национальная зимняя одежда бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто дало Анфиси свадьбу матери.

Это было очень элегантно, и поэтому оно использовалось для некоторых церемониальных случаев. Возможно, это выродилось, когда Ансиса Андреевна двигалась после смерти сестры и от сестры до племянника Галины, все еще выглядит новой. Но в течение полутора веков Дегель — очень редкая вещь. Галина Георгиевна Вежливые гости Аюева убеждены, что они продали семейную реликвию за большие деньги, но ничего не оставили.

Внучка бабушка Анфиса не смогла продать свою память своей любимой бабушке, но она всегда счастлива на выставках для отправки дегель. Пусть молодые взглянут на то, как их бабушки были одеты в старые времена. В конце концов, это история, культура наших людей. Пройдет время, и такая одежда будет видна только на рисунках и рисунках.

Поэтому логично приступить к описанию дегеляции. Об этом рассказал нам владелец старого бурятского платья Галин Ауэва. «Дагель — верхнее зимнее платье». Мой прабадо был швеей. С тех пор платье практически не восстановлено. Он защищен от кожи и меха вручную. В ядре длинного ягненка, покрытого плюшевым темно-зеленым цветом, украшенными декоративными линиями: китайский шелковый зеленый, желтый и черный бархат. Готово с мехом (halyun).

Пальто достаточно длинное и хорошо защищено от степных ветров и сильных морозов. Режущая кромка на линии ремня: состоит из обширного края корсета (више) (HORM), который завинчивается в поясе и шьет рукава (анкеры). В верхней части пальто, hupaahi одет (с черной рубашкой с короткими рукавами, сделанными из тарелки). Передняя сторона не сходится, края закончены цветной полосой дорогих тканей и сшиты с ними серебряными монетами.

Дополнение к этому пальто всегда служило кепкой (бордо маэгай), вышло из парчи и украшено меховым халлинуном. Корона шапки украшена щеткой из золотого золота и медных нитей (зал), а серебряная монета укреплена сверху.

Белла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галина Георгиевна) сказала, как они делали архан (овчину) перед тем, как шить одежду, одетую в такую ​​последовательность:

1. Вымакивали в дрожжах (кислый молоко) и вышли на 2-3 дня.

2. Затем они сложили кожу овец и ушли на один день.

3. После этого он взял стержень длиной 30-40 см и диаметр 6-8 см, задние ноги овчины, обернутые вокруг этой палочки. И сторона шеи была прикреплена к стене на специальной башне и начала поворачиваться, затем в один и другие 3-4 дня.

4. Затем поклонились ножки и колени из кожаной стружки с помощью специальных приспособлений, удаленных гуаром (расплавленный, изогнутый нож с двумя ручками) и Dimethyl hederge.

Овечья кожа после обработки звучала, например. шутил.

5. После переодевания овчину промывали водой с добавлением небольшого количества сыворотки, затем смяли руки, которые сидят на солнце или зиму в непосредственной близости от печки.

6. В стаде копала яма была вырыта около 50 см в глубину и 20-30 см в диаметре, там были установлены сосна и сушеный навоз, чтобы огонь не горел, а курил.

7. Затем две шкуры были склеены и поставили огонь в форме юрты. Кожа была пропитана дымом, приобрела определенный цвет, и только тогда была наружная одежда.

Вместо ниток мы использовали китов, которые также сушили, а затем делили на тонкие полоски в виде нити. Все эти тяжелые работы выполнялись женщинами.

вывод

Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация будут менять нашу жизнь медленно или быстро.

Наш язык, наш образ жизни, наша одежда — со временем все меняется. С одной стороны, такое явление неважно, все в мире должно со временем меняться, развиваться и не стоять на месте. С другой стороны, в таком новом курсе мы теряем незабываемые, дорогие и незаменимые — нашу историю и культуру. И зависит только от нас, можем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о наших предках и передать ее нашим потомкам.

Или отменить старые заветы как ненужное эхо прошлого и продолжать жизнь без поддержки, без помощи предков, без богатства и разнообразия нашей культуры.

В результате моих задач я сделал следующие выводы:

1) Народный костюм Burjaat со временем изменился.

2) разновидности национального костюма «Бурят» были подчинены социальному статусу.

3) Старый национальный бурятский костюм — это память о потомках, особенно в семье Аюевых.

4) Вы узнаете тяжелую работу крестьянской жизни из рассказа об этом костюме.

1. Материалы, предлагаемые школьным музейным уголком.

2. Материалы семейного архива Аюева Г.Г.

3. Ресурсы веб-ресурсов: www.vikipedia.ru .

Приложение 1

Наташа Приказчикова показывает семейный костюм Айева.

Охоткова Оксана Александровна 1

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири - Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.



Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы - овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят - шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл - зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью - шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг - более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный - плодородную почву, синий - цвет неба, зеленый - земля, красный - очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени - Энгэр располагался ступенями на груди.

* Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.

* Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл - три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.

* Рукав имел манжету - туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.


Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.


С наступлением 13-15 лет менялся крой платья - оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма - тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие - височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом - лисы, песца.



НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУРЯТСКИЙ КОСТЮМ ОСОБЕННОСТИ БУРЯТСКИЙ ОДЕЖДЫ Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона. Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу. Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой. Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов. Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди. Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа. С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек. «Малгай» головной убор для бурята - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода и поверхности юрты. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «данзэ» вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. материализованных в предметном воплощение. Полная символика верха головного убора « Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной». Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный. Традиционная верхняя мужская одежда была прямо спинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Обязательная принадлежность мужского халата, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса – подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом оберегал от холода, что было невозможно при верховой езде. Мужские халаты шились без карманов: подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие принадлежности. Пояс выполнял функции своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом, спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязанными, тканными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. Длину пояса определяли в две длины вытянутых рук, ширину в три ширины от ногтя большого пальца до кончика среднего пальца Нож сам по себе имел магическое влияние, как считали еще древние. Его магическая функция сводилась к тому, что он защищал людей от злого влияния. Если рождался мальчик, то у изголовья его колыбели в обязательном порядке складывали нож или клинок.

Екатерина Спирина
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа»

Спирина Екатерина Юрьевна

Конспект «» по познавательной деятельности ,

Конспект «Бурятский национальный костюм » по познавательной деятельности , приобщение детей к культуре бурятского народа .

Воспитатель : Спирина Е. Ю.

Цель :

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение ;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи : развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента ; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества . Вызвать у детей активный интерес , эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование :

для воспитателя : компьютерные презентации о костюме ;

для учащихся : шаблоны орнамента.

Словарная работа :

Головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,

Предварительная работа : Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент » ,

презентации по теме «Бурятский народный орнамент »

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм .

Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия

Ход НОД:

Воспитатель национальном бурятском костюме ) :

Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети : О Бурятии и о бурятских национальных костюмах .

Воспитатель : Почему вы так подумали?

Ответы детей .

Воспитатель : Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм »

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей , где нарисован Бурятский народный костюм .

(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей , а затем художников).

Каждый народ имеет свой национальный костюм , по которому судят об его истории, культуре , своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм » в переводе с итальянского языка означает «обычай» . Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма .

На этой выставке вы видите работы детей , где они рисуют Бурятский народный костюм .

А вот вы видите образцы народного костюма , («Одежда и украшения забайкальских бурят » , Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят » ,», Ф. И. Балдаева, а также варианты бурятского национального костюма , изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Ц. С. Сампилов.

Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят " 1943 год.

Дети, вам понравилась выставка?

Какие картины понравились больше всего?

Есть ли на выставке произведения художников Бурятии ?

А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

А еще я вам хочу рассказать о художнике Бурятии . Балдаев Филипп Ильич. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа , делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта . Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент » . Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа .

Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.

Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал) .

Ребята, а вы знаете, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах . Им обменивались в знак установления дружеских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.

Традиционными мужскими атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма .

Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм . Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.

Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.

Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.

Какие предметы бурятского костюма вам понравились ?

Чтобы вы хотели добавить к нему?

Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах , не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах . Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете ?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей . Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах . Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов ) .

А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.

Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.

Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.

Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.

Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.

Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей .

У вас на столах элементы костюмов , у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

Пока работают дети, звучит бурятская мелодия

По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят детали костюмов .

Сейчас я хочу с вами вместе вспомнить Гимн Бурятии .

А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком