ММастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии. Социо-игровая технология в детском саду Социо игровые технологии в доу

СОЦИО-ИГРОВАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

В ДОУ

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива является обязательное применение в

непосредственно образовательной деятельности

здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –

обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период дошкольного детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить способность использовать полученные знания в повседневной жизни.

Социо-игровые педагогические технологии оказываются

бесценными в решении данного вопроса.

Ведь важнейшей составляющей этих технологий

является двигательная активность и

коммуникативные умения и навыки.

Социо-игровая технология – это развитие

ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию

коммуникативных навыков у дошкольников.

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий

как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами).

В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро

устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.

Основные условия

Движение - под любым предлогом.

Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).

Работа малыми группами 3-6 человек

Во всех видах деятельности идти от возможностей

детей.

Открыть широкий путь игре.

Не навязывать детям свои представления, а

создавать условия для высказывания детьми

собственных представлений.

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ С ДЕТЬМИ

В СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих

действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Социо-игровая методика предполагает

интеграцию областей.

Это дает положительный результат в

области коммуникации, познании,

эмоционально-волевой сферы, более

интенсивно развивает интеллектуальные

способности детей по сравнению с

традиционным обучением, способствует

речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

Группы игровых заданий

1. Игры-задания для рабочего настроя.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во

время выполнения которых выстраиваются деловые

взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с

другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей

доступностью, быстро возникающей азартностью и

смешным, несерьёзным выигрышем. В них

доминирует механизм деятельного и психологически

эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это

задания, выполнение которых подразумевает

художественно-исполнительский результат.

Взгляды традиционной педагогики

Взгляды социоигровой технологии

1.Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата.

1.Педагоги на занятии воссоздают жизнь.

2. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно».

2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

3. Опора на дискретность

Цель – задачи – приёмы – результат

3. Принципы взаимно пересекаются как волокна, составляющие нить.

4. Педагог в роли «судьи»

4. Педагог в роли «советчика»

5. Главные положительные качества детей: послушание,

исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

5. Главные качества детей:- развитие самосознания;

Умение сравнивать свои знания со знаниями других детей;

Оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;

Тренировка речи, развитие внимания, умения услышать,

запомнить услышанное, умения сообща решать задачи,

обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

6. Педагог в позиции «над», «рядом». Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения.

6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».

7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного

воспитания но оценивается положительно.

7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

8. Организация занятия с использованием социо-игровых приёмов

8. Организация занятия как игры – жизни между группами и

одновременно каждым из них.

9. Педагог не выходит за границы намеченного.

9. Педагог должен идти от детей.

10. Дети работают на педагога.

10. Дети работают на себя

СОЦИО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,

«Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

· Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

· Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

· Решение задач социального «закаливания».

· Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.

· Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.

· Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

· Сказкотерапия.

· Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

· Тренинги.

· Самопрезентация

Здоровьеразвивающие технологии

Пальчиковая гимнастика.

· Гимнастика для глаз.

· Дыхательная гимнастика.

· Артикуляционная гимнастика.

· Музыкально-дыхательные тренинги.

· Динамические паузы.

· Релаксация.

· Арттерапия.

· Сказкотерапия.

· Двигательная терапия.

· Музыкотерапия.

· Цветотерапия.

· Звукотерапия

· Песочная терапия.

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Мастер класс проводил педагог первой квалификационной категории: Ермолаева Наталья Захаровна

На мастер-классе присутствовали педагоги дошкольных учреждений района.

ЦЕЛЬ мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

ЗАДАЧИ:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Актуальность данной темы:

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.

В своей педагогической практике применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим советам, занятия организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;

социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

Помочь детям научиться эффективно общаться;

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровой технологии направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Изучая труды основателей социо-игровой педагогики нам очень понравились законы общения, которые они предлагают:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

На самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

На втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

Плюсы социо-игрового стиля:

Отношения: «ребенок-сверстники»;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Принципы, которыми мы руководствуемся в работе с детьми по социо-игровой технологии:

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

1. Игры-задания для рабочего настроя.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

В ходе практической части мастер-класса участники проиграли в различные игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?

4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В.М. Букатову)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет;

Четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен , что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма . Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Картотека игр,

направленных на развитие социализации детей

старшего дошкольного возраста.

«Снежная королева»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Телеграф»

Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?

Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.

…………………………………………………………………………………………………

«Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.

…………………………………………………………………………………………………

«Мост дружбы»

Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер.

…………………………………………………………………………………………………

«Радио».

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

…………………………………………………………………………………………………

«Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

…………………………………………………………………………………………………...

«Подарки».

Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.

…………………………………………………………………………………………………..

I. Игры для рабочего настроя

«Буквы-загадки»

1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.

3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

…………………………………………………………………………………………………

«Эхо»

Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

…………………………………………………………………………………………………

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

Передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

Передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

Глядеть друг другу в глаза

Вставать, если согласны с высказыванием принимающего

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему

…………………………………………………………………………………………………

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.

Варианты :

Слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово

Две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.

…………………………………………………………………………………………………

«Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

(самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха,

ТУ-134, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух. Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

…………………………………………………………………………………………………

II. Игры для приобщения к делу

«Эхо»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.). Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух.

…………………………………………………………………………………………………

«Спор предлогами»

Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.

…………………………………………………………………………………………………

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

…………………………………………………………………………………………………

«Составь слово»

Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.

Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

…………………………………………………………………………………………………

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

Хлопают перед собой в ладоши

Двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)

Выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами

Выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами

Вариант :

Изменять темп движений,

Вводить речевое сопровождение,

…………………………………………………………………………………………………

«Знаки препинания»

Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка: !, ?, .).

Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

…………………………………………………………………………………………………

III. Игры разминки-разрядки

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

…………………………………………………………………………………………………

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

Вариант:

Выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

Изменение темпа выполнения,

Выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

…………………………………………………………………………………………………

«На 5 органов чувств»

Дети задумывают ситуацию, изображают по заданному «билетику»: нарисованному (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) или написанному. Воспитатель во время игры обращает внимание на работу каждого их органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, которые проявляются в поведении человека. На первом этапе играть по одному органу чувств, на втором – по 2, по 3, на третьем – все 5 (сценка-история про персонаж в обстоятельствах).

Варианты:

Прожить кусочек выдуманной истории с персонажем и обстоятельствами,

Усложнение – сравнение персонажей (карлик - великан, Дюймовочка – Карабас Барабас, мышка – медведь).

…………………………………………………………………………………………………

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя

…………………………………………………………………………………………………

«Ловить зверюшку»

Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».

Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.

…………………………………………………………………………………………………

IV. Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

…………………………………………………………………………………………………

«Заданные слова»

Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.).

Вариант:

Играющий должен произнести «заданное слово (слова)», найдя подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.),

Один и тот же играющий выполняет задание разными способами, оправдывая произнесение заданных слов

…………………………………………………………………………………………………

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Вариант:

Дополнить «фотографию» своим пониманием

Показать «фотографии» до и после задуманного

Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление

…………………………………………………………………………………………………

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

…………………………………………………………………………………………………

«Собрать диалог»

Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

…………………………………………………………………………………………………

V. Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель

(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие убегают – догоняют.

Вариант:

Вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)

…………………………………………………………………………………………………

«День наступает – всё оживает,ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

Использование любых движений «День наступает – всё оживает»

Использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

…………………………………………………………………………………………………

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

…………………………………………………………………………………………………

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся» , следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

…………………………………………………………………………………………………

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

…………………………………………………………………………………………………

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный)

………………………………………………………………………………………………… 15 февраля 2012г. в 10.30 часов.

Место проведения: МБДОУ Берёзовский ДС «Семицветик».

Участники: воспитатели ДОУ.

Тема: « Представление наработанного материала согласно ФГТ к обязательной части ООП ДО. Социо-игровая деятельность» .

Развивать игровую деятельность детей; приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками; развивать умение создавать группы из нескольких фигур, передавая пропорции.

Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского, участие в конкурсе «…..», подготовка к спектаклю «Муха-Цокотуха», драматизация произведений К.И.

Материал и оборудование: пластилин, природный материал, иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского: «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», 3 листа белого картона, карточки с отрывками из произведений К.И.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, приветствуют гостей.

Воспитатель: Всем удобно? Всем все видно?

Мы с вами поиграем?

Игра: «Человек человеку»

Воспитатель: Настроились на работу? Настроение рабочее?

Молодцы!

Вы уже догадались, что сегодняшнее наше занятие посвящено творчеству К.И. Чуковского.

Чтобы продолжить занятие, нам надо разделиться на команды, для этого мы поиграем. Игра: «Грибы и лукошко»

Дети находят свои команды.

Получают задание и приступают к работе.

Пальчиковая игра: «Пальчики уснули»

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять, десять –

Веселятся асе.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

По окончании работы дети приглашают гостей посмотреть свои работы

Прощаются с гостями.

Мероприятия

Место проведения

Ответственные

10.30-10.45

Заезд, регистрация.

Вестибюль.

Шромова О.А.

10.45- 10.55

Вводная рефлексия

Актовый зал

Шромова О.А.

11.00-11.30

Открытое занятие.

Тема: «Мой К.И. Чуковский»

Цель: Развитие речевой активности, творчества, самостоятельности, инициативы детей через социо-игровую деятельность.

Задачи:

  1. развивать свободный стиль общения со сверстниками в различных видах детской деятельности;
  2. развивать коллективное творчество детей через продуктивную деятельность;
  3. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительная

группа

Ермолаева Н.З.

11.35-12.15

  1. Самоанализ.
  1. Презентация «Социо-иг-ровой стиль работы с детьми как эффективная педагогичес-кая технология»
  2. Мастер- класс

Цель : обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи: 1.Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Актовый зал

Ермолаева Н.З.

Малачева И.М.

11.35-12.15

ФГТ: Представление разработки содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей на основе интеграции и психологического сопровождения детей всех возрастных групп.

Уминова А.А.

Шромова О.А.

12.15 –

12.30

Итоговая рефлексия

Актовый зал

12.30-12.50.

Обед

Актовый зал


Социо- игровые технологии

Девиз: Налаживай ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения.


Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.


Создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения.

Развивать взаимодействия «Ребенок- ребенок», «Ребенок- родитель», «Ребенок- взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

Задачи социо - игровой технологии.

Формировать умения и навыки дружеского, коммуникативного взаимодействия.

Развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающие ребенку понять самого себя.


Сказкотерапия

Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договориться.

Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

Формы организации

Тренинги

Самопрезентации

Приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности.

Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.


Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит.

Спартанское воспитание: работа на ковре, в приемной и т. д.

Иди от детей.

Ключевые идеи

Нам не дано предугадать как наше слово отзовется.

Вместе мы сила.


Правила и условия организации игры

1.Использование работы малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».


2. « Смена лидерства».

3.Обучение сочетается с двигательной активностью.



5.Наличие интеграции всех видов деятельности.

6. Принцип полифонии.


1.Игры для рабочего настроя .

2. Игры- разминки .

3.Игры творческого самоутверждения .

Классификация игр социо-игровой направленности.(Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов)

4.Игры социо- игрового приобщения к делу .

5.Игры вольные.

(на воле)


Различия традиционной и социо-игровой педагогики.

Социо - игровая педагогика

Традиционная педагогика.

Умение действовать в темпе общей работы, слушать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, учить доводить начатое до предполагаемого результата.

Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программы.

Воспитатель и воспитанник- партнеры.

Дидакт воспитателя.

Развитие самостоятельности.

Послушное повторение формулировок.

Отсутствие в работе педагога дискретности.

Наличие дискретности- дидактические знания делятся на части.


Социо- игровая педагогика.

Традиционная педагогика .

Занятия- игра- жизнь между микро группами.

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе.

Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре.

Равноправие детей и взрослых- основа социо - игрового подхода.

Ребенок в первую очередь должен получать новые знания и только при наличии свободного времени играть.

Деятельность педагога весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.


Отличие игровой технологии от игры

Игра – вид деятельности

Игровая технология – это форма обучения


2.Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Методы активации мыслительной деятельности.

1.Методы, повышающие познавательную активност ь.


3.Методы способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

4.Метод коррекции и уточнение детских представлений.


Результаты применения социо – игровой технологии

Дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;

У детей развито речевое взаимодействие;

Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым;

У детей нет чувства страха за ошиб ку

Карпушина К.Н.

Воспитатель МБДОУ (ясли-сад) № 13 «Сказка»

«У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…»

В. М. Букатов

В последние годы в системе образования Росской Федерации происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая или по другому интерактивная.

Социо-игровая педагогика - основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное - здоровье. Давать ребенку то, что ему ин­тересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.

Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Главная задача применения «социо-игровых» технологий: усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности; формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения.

Большинство современных программ, педагогических технологий, методик направлено на организацию коллективной деятельности детей. Многие педагоги-практики пробуют использовать в организации работы с детьми микрогруппы, подгруппы, называя их «команда», «группа», «бригада», «семейка» и т.п. У всех этих объединений есть определённая структура, и чётко установленное место, статус, роль и позиция каждого участника такой группы.

Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудительность уступает место увлеченности (воспитатель прежде всего воспитывает ребенка, а потом развивает). Смысл основного вектора социо-игровой технологии в том, чтобы воспитателям научиться слушать детей. И в этом им могут помочь три социо-игровых постулата (принципа) педагогического мастерства (по Е. Е. Шулешко):

1. «Не учить!». Если большинство из привычных технологий ориентированы на то, как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социо-игровой технологии воспитателям надо, прежде всего, учиться не столько объяснять, сколько… молчать! Потому что их задача в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами.

2. «133 зайца!». В народе как говорят: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами – нечаянная радость.

3. «Не бояться быть идиотом!». Когда воспитатель, не кривя душой, признаётся детям, что про то или иное он и в самом деле не знает – это так окрыляет детей! Но для этого воспитателю надо уметь во время образовательной деятельности заходить в область неведомого.

Основными методическими приемами организации занятия в социо – игровой деятельности являются:

1) наличие движений участников;

2) смена видов деятельности, мизансцен, ролей, разнообразие заданий и упражнений, чередование их;

3) использование малых групп

Социо-игровая технология предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному и физическому развитию дошкольников. Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а так как работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой. Можно провести прямую зависимость между социо-игровым стилем и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, ребенок учится сам, а все условия для этого ему создаёт педагог - это и есть главная задача!

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.