Нужен ли ребенку компьютер? (7 фото). Влияние компьютера на ребенка: вред и польза «умной машины

Прошли те времена, когда компьютер был роскошью. Сейчас практически в каждом доме есть не компьютер. Или несколько компьютеров. А, может, еще и планшет, поэтому вопрос о влиянии компьютера на ребенка поднимается в каждой семье.

Наши дети копируют поведение своих родителей с самого детства. И еще они всегда находятся в тренде современных достижений человечества. Поэтому сейчас дети очень рано интересуются всякого рода электронными гаджетами.

Картинка из жизни. Моя мама работает дома за компьютером. С родителями живет мой брат с семьей. Его младший сын Давид, полутора лет от роду, — главный бабушкин помощник.

Как только бабушка встает из-за компьютера, Давид тут как тут, моментально оказывается на ее стуле с руками на клавиатуре. Даже если за секунду до этого он был далеко от компьютера и был занят совсем другим делом.

Скорость реакции поистине поразительная: секунда – и Давид у компьютера. Ну действительно, нельзя же, чтоб компьютер простаивал без дела, нужно срочно помочь!))) А иногда Давид находит в игрушках старую сломанную мышку, и они с бабушкой работают в две мышки. Работа спорится!)))

Тут маленький человек «работает» за компьютером. И ситуация, подобная этой, может вызвать только добрую улыбку. Совсем другое дело, если речь идет о просиживании днями и часами за мультиками, фильмами, компьютерными играми. Тут уже не до шуток и улыбок. Хотя поначалу ситуация часто недооценивается…

Многие родители позволяют своим детям с малых лет сесть за компьютер и не видят в этом ничего негативного. Мол: «Пусть учится, без знания компьютера сейчас никуда». Но очень часто через некоторое время замечают изменения в поведении ребенка. Сын или дочь становятся буквально зависимыми от этой электронной машины.

На этом этапе даже те, кто раньше и не задумывался о вреде компьютера, начинают не только задумываться, а стремительно выяснять, какое негативное влияние он оказывает. И самое главное – что с этим делать?

Очень бы хотелось, чтобы эту статью читали родители, которые только планируют познакомить ребенка с компьютером и хотят узнать, как это правильно сделать и организовать. Но в реалиях нашей жизни понимаю, что большинство родителей задумываются о поиске такой информации, когда получили первые «звоночки» в виде нарушений в поведении или здоровье детей или когда хотят привести доводы своим уже повзрослевшим детям-фанатам компьютера.

Сегодня поговорим о пользе и вреде компьютера и подобных ему электронных гаджетов. Речь пойдет о том, с какого возраста ребенку можно что-либо делать за компьютером, сколько времени можно выделять на это ребенку в разные возрастные периоды, как правильно организовать это время.

Стоит заметить, что влияние компьютера, телевизора, планшета, смартфона очень сходны и соизмеримы по последствиям. Поэтому в этой статье я нередко буду проводить параллель между этими электронными друзьями наших современных детей. Это правильно, так как если идет речь о допустимом времени нахождения у экрана, то это значит, что речь идет о любом экране (компьютера, планшета, мобильного телефона, телевизора).

В чем родители видят пользу компьютера для детей?

Вот основные доводы родителей, почему они позволяют ребенку пользоваться компьютером:

  • ребенок довольно быстро приобретает новые знания и умения. С помощью детского компьютера или планшета дети быстрее осваивают алфавит и счет, чем занимаясь по-старинке (по книжкам);
  • компьютер развивает стратегическое мышление – умение просчитывать действия наперед, скорость реакции, память, в некоторой степени – целеустремленность;
  • он способствует развитию воображение, творческих способностей благодаря разнообразию игр и возможностей по моделированию, рисованию и так далее;
  • в то время, когда ребенок занят с электронной игрушкой, родители могут заняться своими делами (ну о-о-чень важный довод!);
  • благодаря возможностям современных приложений на электронные гаджеты (планшеты, смартфоны) родители могут контролировать, где находится их ребенок;
  • компьютер используется для подготовки школьной домашней работы школьника (сообщения, доклады, рефераты);
  • компьютер позволяет проходить онлайн обучение, не выходя из дома, совершенствоваться в своих увлечениях (например, иностранные языки, обработка видео- и фотоматериалов);
  • ребенок расширяет свой кругозор.

Что по поводу взаимоотношений компьютера и ребенка думают медики и психологи?

Медики и психологи дружно приводят доводы о негативном влиянии компьютеров на ребенка. Рассмотрим основные из этих доводов.

Влияние на зрение

Природой так устроено, что человеческий глаз испытывает меньшую нагрузку при взгляде вдаль, а длительное нахождение у экрана на расстоянии до полуметра сильно напрягает орган зрения. В итоге у ребенка может развиться близорукость, которую потом придется корректировать с помощью очков.

Еще одним последствием напряженной работы глаз является так называемый синдром «сухого глаза». При внимательном всматривании и напряжении зрения мы реже моргаем. Из-за этого роговица глаза хуже омывается слезной жидкостью, недостаточно очищается и недополучает питания. Внешне это проявляется покраснением и припухлостью глаз и век. На уровне ощущений ребенок чувствует дискомфорт и раздражение конъюнктивы глаз, у него возникает желание чаще моргать или потереть глаза.

Влияние на позвоночник

При длительном сидении за компьютером чрезмерное напряжение испытывают мышцы спины. Еще в большей степени напрягаются и утомляются мышцы шеи. В свою очередь, это приводит к искривлению позвоночника.

Шейный кифоз – сутулость, S-образный сколиоз возникают, если ребенок сидит в позе нога за ногу, одна нога на стуле под ягодицами, вполоборота, свесив одну руку и плечо без опоры на стол. Мышцы спины из-за гиподинамии (малоподвижного образа жизни) становятся дряблыми. Такие мышцы не способны удержать позвоночный столб, что ведет к искривлению позвоночника уже в раннем детстве.

Нередко у таких детей диагностируется головная боль напряжения. Боль возникает из-за напряжения мышц и смещения позвонков шейного отдела позвоночника. Смещение позвонков ведет к сдавливанию кровеносных сосудов, вследствие чего нарушается кровоснабжение головного мозга.

Обращайте внимание, как сидит ваш ребенок, так как проблемы с позвоночником – серьезная проблема с последствиями на всю жизнь.

Как педиатр, я наблюдаю рост сколиозов второй степени у детей младшего школьного возраста. Эти школьники еще не успели, что называется, за партами посидеть, а уже не спина, а вопросительный знак. Нетрудно догадаться, откуда пришла беда.

Малоподвижный образ жизни

Длительное неподвижное положение ребенка таит в себе массу последствий. Гиподинамия (недостаточная двигательная нагрузка) является фактором риска заболеваний суставов, сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, а также является одной из непосредственных причин бича современного человечества – ожирения.

При малоподвижном образе жизни страдает иммунитет. Давно доказано, что физическая нагрузка способствует поддержанию нормального тонуса сосудов и нормальной работе иммунной системы.

Электромагнитное излучение компьютера и телефона

Электромагнитное излучение – это электромагнитные волны, которые образуются под действием заряженных частиц и распространяются в пространстве.

От каждого компьютера, телефона, телевизора или другого электронного устройства исходит низкочастотное и радиочастотное электромагнитное излучение. По данным Всемирной организации здравоохранения, и низкочастотные, и радиочастотные волны являются канцерогенными, то есть могут спровоцировать рак.

Установлена взаимосвязь между компьютерным излучением и рядом заболеваний. Такими заболеваниями считаются сердечно-сосудистые заболевания, гормональные нарушения, заболевания иммунной, нервной, репродуктивной систем, хроническая усталость, депрессия.

Нарушения психики и поведения ребенка, связанные с компьютером

Компьютерная зависимость

Во время игры на компьютере центры головного мозга, отвечающие за удовольствие, постоянно находятся в состоянии возбуждения. Регулярное возбуждение со временем влечет за собой постоянную потребность в таком роде стимуляции, даже при кратковременной отмене этого влияния. Вот так дети попадают в замкнутый круг зависимости от электронных гаджетов.

Дети постарше испытывают потребность несколько раз в день контролировать социальные сети, проверять электронную почту.

Сколько роликов сейчас есть в интернете, снятых самими родителями, как в буквальном смысле звереют дети после родительского запрета пользоваться компьютером! Из таких запущенных ситуаций крайне сложно найти выход без помощи психологов. Как всегда, и в этом случае легче предупредить, чем лечить. Прописные истины? Нет, закон жизни, из которого нет исключений.

Прежде всего, родители должны понимать, что зависимость возникает в случаях неограниченного пользования компьютером и подобной техникой, от недостатка родительского контроля и внимания, когда развитие, воспитание и организацию досуга родители перекладывают на электронные гаджеты.

Нарушения социализации

Дети настолько привыкают к общению в сети, что в реальном мире им трудно завести знакомства. Многие предпочитают общение в интернете, так как считают такое общение более свободным. Они не боятся осуждения со стороны незнакомых людей по ту сторону экрана монитора, но боятся общения с реальными людьми.

Реалии современного мира таковы, что имея сотни друзей в социальных сетях, в реальности настоящих друзей мы не имеем. И все чаще эта проблема касается детей…

Реальное общение со сверстниками заменяется виртуальным. А групповые игры, в том числе ролевые (дочки-матери, магазин) вытесняются из детства наших детей красочными установочными компьютерными играми. А ведь именно так мы с детства учимся взаимодействовать в социуме, договариваться с людьми.

Усталость и переутомление

Повышенная напряженность работы головного мозга, зрительной системы быстро истощает энергетические запасы организма, который вынужден работать на грани предельных возможностей. Понятно, что такой режим работы без ущерба для организма не проходит.

Раздражительность и агрессивность

При работе за компьютером, особенно во время компьютерных игр, ребенок находится в стрессовых условиях. Отчасти из-за постоянного напряжения и приобретенной зависимости от компьютера поведение ребенка меняется на раздражительное и более агрессивное.

К более жестокому и агрессивному поведению детей толкают всеми ими любимые компьютерные игры, в основе которых лежит сражение, стрельба, уничтожение, борьба с оружием.

Несформировавшаяся детская психика не способна критично относиться к происходящему на экране. Вот поэтому дети очень часто переносят «компьютерный опыт» в реальную жизнь. То и дело со всех уголков мира доносятся новости о стрельбе детей в школе или на улице. Общество пожинает плоды неразумного обращения с электронной техникой.

Негативное влияние компьютера на детский организм – это общемировая проблема. Это признано.

«Но ведь мы простые маленькие люди, не можем решить мировую проблему», – скажете вы. И не надо решать мировую проблему! Решите кусочек проблемы, который касается вас и вашей семьи. То есть начните с себя, со своей семьи, со своего ребенка. Вот поэтому не должно быть бесконтрольности, вседозволенности, потакания капризам. Выбор того, во что и сколько будет играть ребенок, должен быть за родителями.

Не так уж компьютер расширяет кругозор…

Считается, что компьютер – универсальный помощник. Стоит лишь установить новую программу или игру – и вуаля, вот тебе разнообразие, а с ним и новые возможности, и новые знания. И можно это воспринимать как расширение кругозора. Но не все так однозначно.

Как правило, компьютерные игры предполагают один, или, в лучшем случае, два варианта ответа или развития событий. В связи с этим мышление детей становится шаблонным.

Ребенок отдаляется от родителей

Часто дети, которые с раннего детства проводили много времени, играя в компьютерные игры, становятся эгоистичными. Дети изолируются в своем мирке, где у них есть какие-то игровые достижения. Родители не всегда понимают и принимают эти достижения и успехи, тем более, если такая игровая зависимость мешает учебе. Между родителями и детьми возникает непонимание, нет общности интересов, что ведет к разногласиям и еще большей агрессии.

Психологи проявляют обеспокоенность по поводу изменений в детской психике. Неоднократно проводимый психологами анализ школьных рисунков на вольную тему показывает, что в рисунках многих детей читается скрытое чувство страха, беспокойства, закрытости, необходимости обороняться. Дети рисуют оружие, битвы, монстров, зомби. Специалисты доказывают, что это тоже побочное негативное влияние избыточного общения детей с компьютерами.

Дети лишены детства

Пока ребенок сидит у экрана монитора, его детство проходит мимо. Все эти электронные гаджеты просто воруют время, которое дети должны тратить на подвижные игры, активные виды отдыха, хобби, увлечения.

Заблуждения родителей

Многие родители выбирают и покупают компьютерные игры или мультики только по внешнему виду картинки на диске. А еще хуже, когда родители полагают, что их ребенок достаточно взрослый и может выбирать игры самостоятельно.

Всегда стоит ознакомиться с игрой или мультфильмом сначала взрослым, а только потом предлагать или разрешать смотреть это детям.

Совместный просмотр фильмов или мультиков с ребенком приветствуется. Это позволяет вам комментировать двоякие, спорные ситуации или диалоги в момент просмотра (вовремя осудить зависть, хвастовство, сарказм в словах детям часто не понятен).

Также детям важно просто проводить время с родителями, занимаясь одним делом. Это придает им чувство защищенности и уверенности.

Еще одно заблуждение родителей: кликанье по кнопкам клавиатуры развивает мелкую моторику рук ребенка. Категорически не так! Однотипные движения рук в работе с мышкой и клавиатурой никак не могут поспособствовать развитию моторики рук.

В связи с этим нельзя заменять настольные игры (паззлы, мозаику, кубики) на электронные их версии. Только скрупулезные движения пальцев рук (пинцетный захват), ощупывание предметов разной текстуры и фактуры развивает мелкую моторику.

С какого возраста и сколько ребенку можно пользоваться компьютером?

Вот тут правильно было бы сказать, сколько в общем экранного времени должно быть у ребенка, то есть сколько ребенок может в совокупности проводить времени у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона.

Это надо четко знать, чтобы не было так, что ребенок поиграл свое положенное время за компьютером и пересел к телевизору. Ведь многие родители даже работу за компьютером для подготовки домашнего задания не считают в это отведенное время, мол, ребенок не играл же – делом был занят.

Детям только с 2-х лет разрешается смотреть телевизор, причем, не больше 20-30 минут за весь день. Телевизор в фоновом режиме, когда мама смотрит, а ребенок находится рядом и тоже поневоле смотрит, также считается. Это как с пассивным курением, когда нахождение в одной комнате с курящим человеком оказывает такой же негативный эффект, как и непосредственно курение.

Телефон, компьютер, планшет детям раньше 3-3,5 лет позволять не стоит. Малыши 3-4 лет могут проводить время с электронными друзьями не больше 40 минут-1 часа в день. С 5-7 лет это время можно продлить 1 часа 15 минут. Дети 7 лет и старше могут проводить перед экраном всего 1,5 часа, а старше 10 лет – 2 часа в день.

Важно отметить, что все это время нужно разделить на несколько частей и делать паузы. Для профилактики близорукости важно делать паузы в работе за компьютером каждые 20 минут на 20-30 секунд. Во время паузы взгляд нужно переводить вдаль, например, можно посмотреть в окно.

Родителям на заметку

Мы живем в современном мире, где много электронной техники. Вернуться в первобытный строй мы не можем. По этому поводу даже не буду говорить «к сожалению». О чем тут можно сожалеть? Мы живем в сложное интересное время в сложном интересном мире, к которому нужно приспосабливаться. Приспосабливаться и нам, и нашим детям.

  • с самого начала четко оговорите правила использования компьютера именно в вашей семье (например, когда и сколько, только после домашних дел и уроков, не открывать и не читать письма неизвестных отправителей, нигде не регистрироваться без ведома родителей и так далее);
  • контролируйте, сколько времени и чем занимается ваш ребенок за компьютером, просматривайте историю поиска;
  • не оставляйте ребенка один на один с компьютером, и поэтому нецелесообразно ставить компьютер в детскую комнату;
  • приучите ребенка делать паузы в работе за компьютером, делать гимнастику для глаз;
  • организуйте досуг ребенка так, чтобы вам не пришлось силой его выволакивать из-за компьютера (прогулка в парк, катание на велосипеде, роликах, лыжах, поход, пикник, рыбалка). Очень важно предложить альтернативу. Просто запретить – это неправильно;
  • установите программу родительского контроля на ваш компьютер, которая позволит уберечь вашего ребенка от ссылок и переходов на запрещенные сайты;
  • выбирайте и устанавливайте только те игры и мультфильмы, с которыми сами уже ознакомились;
  • выстраивайте доверительные отношения с вашим ребенком. Излишняя критика может подтолкнуть ребенка к виртуальному миру, так как там он чувствует успех и поддержку;
  • интересуйтесь увлечениями ребенка. Старайтесь разнообразить его жизнь, предложить малышу то, что ему интересно, что позволит вытащить его из виртуального мира (секции, кружки, бассейн, музыка, домашний питомец).

Даже если вы уже столкнулись с проблемой неограниченного пользования компьютером и договориться с ребенком об ограничении времени пока не удается, выход есть. Большинство детей готовы променять игры и компьютер на время, проведенное с близкими и любимыми людьми за интересным занятием. А что именно интересно вашему ребенку, узнать нужно вам.

Научить ребенка благоразумному использованию компьютеров и телевизоров можно лишь собственным примером. Начинайте с себя. Вы можете уже не замечать за собой включенный в фоновом режиме телевизор, бесцельный поиск в интернете, просиживание времени в социальных сетях.

Есть такое правильное выражение: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, потому что дети будут похожи на вас». Успехов вам в воспитании себя и своих детей.

О влиянии компьютера на ребенка вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Вера Кондрацова
Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза»

«Ребёнок и компьютер .

Вред и польза »

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире , где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.

Развивающая функция компьютера .

Подходящие по возрасту развивающие игры или даже просто взятые из Интернета картинки способны расширить кругозор ребёнка и в игровой форме дать ему необходимые знания. Использовать компьютер в обучающих целях можно уже с 1, 5 лет, когда ребенок проявляет активный интерес не только к окружающим его предметам, но и к изображениям, которые он видит в книжках. Разглядывая вместе иллюстрации с изображением животных, можно привлечь компьютер и Интернет в качестве дополнительного наглядного пособия. Ребенку будет интересно взглянуть на разнообразные изображения и фотографии слона или жирафа, а также узнать какими разными могут быть машинки и поезда.

Положительное влияние компьютера на ребёнка .

Компьютерные игры развивают у ребенка :

Быстроту реакции

Мелкую моторику рук

Визуальное восприятие объектов

Память и внимание

Логическое мышление

Зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка :

Классифицировать и обобщать

Аналитически мыслить в нестандартной ситуации

Добиваться своей цели

Совершенствовать интеллектуальные навыки

Играя в компьютерные игры , ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазлл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично» , это вызывает у ребенка восторг !

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Отрицательное влияние компьютера на ребёнка .

Самый большой вред компьютера в том же , в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):

Дети, увлеченные компьютером , не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер , а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение , всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка , происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.

Когда ребенок много играет в компьютерные игры , это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером , ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.

С компьютером дети , как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.

Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Ограничения на использование компьютера .

Главная задача родителей - контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером .

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы :

В три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут ;

В пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;

В семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.

Усаживать ребенка за компьютер нужно так , чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.

Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером , особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.

Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере 10 секунд.

Источник света должен быть слева от монитора.

Спина и ноги ребенка должны иметь опору .

Компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших школьников 20 - ти минут.

Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру . И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина , и использовать его можно только для учебы или работы.

Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье : занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры , требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми) .

Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно , оно станет для него полезным и безопасным!

Публикации по теме:

Консультация для учителей-дефектологов «Ребёнок и компьютер. Вопросы общения» Консультация для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей на тему: «Ребёнок и компьютер. Вопросы общения». Учитель - дефектолог:.

Консультация для родителей «Телевизор - вред или польза для детей?» Часто приходится слышать от родителей два совершенно противоположных мнения о значении телевизора в семье. «Мой ребёнок готов сидеть всё.

Консультация для родителей «Компьютер и мой ребенок» Компьютер и мой ребенок. Сегодня компьютером никого не удивишь. Это современное чудо техники доступно и взрослым и детям. Стало модным,.

Консультация для родителей «Активный ребёнок - здоровый ребенок» Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

В наши дни, когда компьютер есть практически в каждой семье и во многих школах, всех родителей очень волнует влияние компьютера на ребенка. Безопасен ли компьютер для растущего организма? Сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером, чтобы это не отразилось на его здоровье? Чем обусловлен вред компьютера для детей? Об этом и многом другом вы узнаете из женского интернет- журнал Charla.

На самом деле вред компьютера состоит в том же, в чем и достоинство - в его безграничной увлекательности. Вред компьютера для детей может быть обусловлен только несоблюдением простых правил, которые помогают сохранить здоровье. Поэтому, покупая ребенку компьютер, родители должны четко понимать: теперь им придется следить за тем, сколько ребенок сидит за компьютером, сколько ребенок играет в компьютер. Другими словами, именно родители несут ответственность за то, принесет ли компьютер детям пользу, или, наоборот, вред.

Вред компьютера для детей

Люди, которые работают в офисе и вынуждены весь рабочий день сидеть перед компьютером, не понаслышке знают о том, как от этого страдают глаза: появляется чувство жжения, болят веки, в глаза словно насыпали песок. Поэтому очень важно, чтобы дети не проводили у компьютера много времени. Поскольку дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер , а не занимается какой-то обучающей программой. Компьютерные «игрушки» могут настолько увлечь ребенка, что он может безотрывно просидеть у компьютера целый день. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

Если ребенок сидит за компьютером бесконтрольно, то это чревато развитием гиподинамии. Ведь человеческий организм, а тем более растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме. Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и неуправляем, а ночью плохо спит. И причина этого в том, что родители пошли на поводу у своего чада и позволили ему играть целый день напролет.

Словом, всё дело в чувстве меры. Вред компьютера для детей обусловлен чрезмерным пребыванием за компьютером. Поэтому задача родителей - контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером. Чтобы компьютер не повредил здоровью дошколят, малышу до шести лет не стоит позволять проводить у компьютера больше двадцати минут. Детям в возрасте 8-9 лет можно играть в развивающие игры по тридцать-сорок минут. А с десяти лет можно разрешать сидеть у экрана не более полутора часов. Конечно, родителям иногда хочется отдохнуть от непоседливого ребенка, поэтому они разрешают посидеть ему за компьютером подольше, чтобы он не мешал заниматься домашними делами. Но это не самый лучший вариант: постарайтесь занять свое чадо другим делом.

Поскольку при длительном нахождении перед компьютером происходит большая нагрузка на зрение, рекомендуется настроить яркость и контрастность монитора так, чтобы не происходило зрительного утомления. На «рабочий стол» можно установить какую-нибудь картинку спокойных тонов, например, пейзаж. Также желательно научить ребенка делать специальную гимнастику для глаз.

Влияние компьютера на ребенка младшего школьного возраста

Если вашему ребенку уже исполнилось восемь лет, ему вполне можно купить собственный компьютер. При разумном отношении к компьютеру и вашему контролю того, сколько ребенок сидит за компьютером, его влияние будет благотворным. Так, психологи отмечают, что компьютеры - хорошие помощники школьникам, так как они развивают определенные навыки: внимание, логику, абстрактное мышление. Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок самообразовывается, учится принимать самостоятельные решения, развиваются его творческие способности.

Если ребенок сидит за компьютером слишком долго

Если ваш ребенок играет в компьютер часами напролет и его нельзя оторвать от игр, то в этом скорее всего виноваты вы, потому что позволяли своему чаду проводить перед экраном столько времени, сколько ему вздумается. Постарайтесь как-то переключить внимание ребенка, отвлечь его на какое-то другое занятие, запишите его на спортивную секцию, найдите ему хобби. Поговорите со своим ребенком, просто и доступно объяснив ему, почему вредно долго сидеть перед компьютером. Но не нужно рассказывать страшные истории, заставлять, кричать и давить на него - он куда больше оценит вашу искренность и честность.

Не стоит чрезмерно опасаться негативного влияния компьютера на ребенка , ведь при грамотном и разумном подходе пользы от него гораздо больше. Чем раньше он познакомится с техникой, начнет в ней разбираться и что-то понимать, тем более развитым он будет. Ведь в наш век технического прогресса каждый человек так или иначе должен соприкасаться с техникой. Эта умная машина поможет вашему ребенку повысить свой уровень знаний, он станет интересоваться новейшими техническими достижениями, а это, несомненно, пригодится ему в будущем.

Алиса Терентьева

Сегодня ПК (персональный компьютер) есть почти в каждом доме, и в разных семьях культура общения «дети и компьютер» может кардинально отличаться. Одни родители поощряют изучение ребенком современной техники с раннего детства, другие считают, что ничего хорошего в этом нет.

Компьютер и здоровье

За относительно недолгое присутствие компьютера в жизни человечества, какие только «грехи» ему не приписывали. Говорили и о радиации, рекомендуя усаживать всю комнату кактусами, и о риске катаракты, и даже о женском бесплодии - к счастью, опасения не подтвердились. Но есть и реальная опасность для организма.

Отрицательное влияние компьютера на здоровье ребенка

Компьютерная зависимость ребенка

Зависимость детей (чаще подростков) от компьютера - серьезная социальная тема. Если ваш ребенок постоянно пребывает в виртуальном мире, а на любые упреки на эту тему отвечает агрессией, стоит задуматься, не «зачем» он туда уходит, а «от чего».

Чаще всего подросток находит утешение в компьютере из-за неблагополучной обстановки в семье, недопонимания со сверстниками или школьными учителями.

Признаки зависимости

  • ребенок с нетерпением ждет момент, когда он сможет сесть за свой ПК;
  • часами пребывает перед экраном, не ощущая времени, и забывает о чувстве голода;
  • при отсутствии возможности доступа к компьютеру не знает, чем себя занять;
  • проявляет агрессию при попытке близких «оторвать» его от монитора;
  • старается любыми способами увеличить время пребывания в виртуальном мире;
  • появляется повышенная раздражительность, приступы гнева, безразличие к окружающему миру;
  • снижен интерес к общению с близкими.

Если вы заметили у своего ребенка подобные признаки, ни в коем случае не стоит изолировать его от ПК насильно - кроме еще большего отчуждения, вы ничего не получите. Вместо того чтобы придумывать уловки, как оторвать ребенка от компьютера, попробуйте понять, почему он бежит от реальности.

Причины и варианты их решения

Как извлечь пользу из увлечения компьютером

При грамотном подходе из общения ребенка с компьютером можно извлечь немало пользы для умственного развития. Несколько исследований, проведенных в разных странах в 1990 годах, выявили положительные стороны освоения ПК в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество развивающих мультфильмов и программ, где мир представляется в ярких красках (например, оживают буквы, цифры, геометрические фигуры), но при этом не искажается. Дети раньше начинают понимать техники обобщения и классификации предметов и явлений, легче осваивают грамоту и счет. Так как в дошкольном возрасте они еще неспособны к произвольной памяти, то запоминают только то, что интересно. А компьютер здесь - хорошее подспорье.

Если правильно подобрать обучающие программы, то ребенок будет получать удовольствие от новых знаний, а это, в свою очередь, простимулирует интерес к образованию в дальнейшем. Проще говоря, ему понравится быть умным.


6 советов по грамотному использованию компьютерной техники

Работа на компьютере без вреда для здоровья

Когда ребенок начинает увлекаться компьютером, у родителей сразу возникает масса вопросов, как извлечь пользу от «железного помощника» и не навредить здоровью. Пожалуй, один из самых распространенных - сколько можно детям сидеть за компьютером? Для каждого периода существуют свои ограничения.

Нормы «компьютерного времени» по возрастам

Разумеется, не всегда эти нормы получится соблюдать. Иногда домашние задания бывают такими объемными, что ребенок просто не может уложиться в эти рамки. Но если это происходит не регулярно, то ничего страшного нет. Также можно позволить трехлетке подольше поиграть с планшетом, если вы сидите в длинной очереди или летите в самолете, и малыша просто необходимо отвлечь от непривычной и потенциально стрессовой для него ситуации.

Обустройство компьютерного места и меры безопасности

Первое, что нужно определить - в какой комнате должен стоять компьютер. Здесь мнения родителей разнятся: одни считают, что ПК должен стоять в детской, так как это личная вещь ребенка, другие - быть на виду и под полным контролем. Главное - найти золотую середину. Для начинающего пользователя, конечно, необходим присмотр старших, чтобы они всегда могли проконтролировать процесс и оградить малыша от вредной информации. Для школьника же компьютер лучше поставить в его комнате, так как детям в этом возрасте необходимо личное пространство, которое стоит уважать.

Правила организации рабочего места:

  • установите компьютер так, чтобы свет от окна и люстры не падал на монитор;
  • подберите стол по росту ребенка, и стул с удобной спинкой;
  • локтевые и коленные суставы должны быть согнуты под углом в 90 градусов, позаботьтесь о подставке для ног;
  • глаза при работе с ПК должны быть на уровне середины экрана;
  • установите высоту монитора так, чтобы он был слегка наклонен, и взгляд ребенка падал немного сверху вниз (это позволит глазным мышцам меньше напрягаться);
  • расстояние от глаз до экрана должно составлять 50–70 см;
  • подберите мышь «под детскую руку» (если она слишком велика - кисть и запястья будут болеть);
  • покупайте клавиатуру только белого цвета, на которой хорошо видны все символы;
  • желательно, чтобы клавиатура и мышь располагались на выдвижной полке под столешницей.

Меры безопасности и правила при работе за компьютером:

  • установите пароль на каждую учетную запись, чтобы ребенок мог работать только под вашим контролем (если это дошкольник);
  • заблокируйте вредоносные сайты (порнографические, националистические и т. п.), регулярно отслеживайте историю браузера;
  • объясните ребенку, что не стоит реагировать на предложения что-то купить через сайт, нажимать на кнопку «ответить», когда кто-то якобы звонит по сети;
  • каждые 15–20 минут необходимо вставать со стула и смотреть в окно около 20 секунд на предмет, удаленный от глаз не менее, чем на 20 метров;
  • договоритесь с ребенком о длительности «компьютерного времени» мирно, без ультиматумов (иначе он будет вас обманывать и бегать к друзьям, чтобы играть без ограничений);
  • не позволяйте есть за монитором (но если уж ребенка так и тянет что-то пожевать за просмотром программы, пусть это будут только овощи и фрукты);
  • не менее двух раз в день проветривайте комнату и ежедневно вытирайте пыль;
  • установите возле ПК аквариум - он послужит естественным увлажнителем воздуха, и можно будет отвлечься от экрана, чтобы посмотреть на рыбок;
  • регулярно проверяйте целостность розеток, к которым подключены все компьютерные элементы и обучите ребенка правилам безопасного отключения аппарата.

Конечно, мы понимаем, что не всегда есть возможность соблюсти все нормы и правила. Если нет денег купить специальную мебель - проявите смекалку. Прибейте к обычному столу планку в качестве подставки для ног, а на сиденье нашейте толстую подушку, чтобы посадка была выше.

Если вы не можете проследить за временем, проводимым школьником за монитором, выделите полчаса, чтобы поговорить с ним на тему - сколько ребенку можно сидеть за компьютером - и подкрепите свои доводы вескими аргументами. Главное, чтобы ваша речь не была навязчивой, и в ней звучали не указания, а советы. Можно даже заключить письменный договор, заверить его своими подписями и нарисовать печать - вашему чаду наверняка это понравится.

От прогресса никуда не деться, и наши дети должны изучать компьютер, чтобы быть полноценными членами современного общества. При грамотном подходе и своевременным мерам предосторожности гаджеты принесут только пользу - например, помогут научиться самостоятельно мыслить (чего так часто не хватает в школе).

Распечатать

Вышел бэтмен из тумана,
Вынул пейджер из кармана...
Новая детская считалка

Компьютером теперь никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития, в детских садах. С помощью компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей.
«Продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. «Несовременные» же родители считают, что сидеть за компьютером очень вредно даже для старшеклассника, и запрещают своим детям на пушечный выстрел подходить к компьютерам. И те и другие мечтают видеть своих детей счастливыми, здоровыми, успешными. Может ли ребенок, много времени проводящий за компьютером, быть здоровым? С другой стороны, может ли в наше время подросток, которого родители полностью изолировали от ПК, стать специалистом в какой бы то ни было профессиональной области?
Появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования.

Еще с 80-х годов прошлого века в средствах массовой информации стали появляться статьи, предупреждающие об опасном влиянии компьютера. И, в частности, о вредном воздействии компьютерных игр на физическое здоровье и психику детей и подростков. Эта точка зрения нашла поддержку и в научном сообществе.

Основные факторы негативного влияния компьютера на организм человека:

  • Стесненная поза.
  • Излучение.
  • Воздействие на психику.
  • Среди основных обвинений - соматические нарушения (снижение остроты зрения, искривление позвоночника, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.
    Негативную картину дополняет появление психической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы и т. д. Кроме того, некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей, по мнению авторов этих статей, агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира. Ребенок, который проводит дни напролет один на один с компьютером, рано или поздно начинает испытывать трудности в общении со сверстниками, оказывается неспособным заводить новые знакомства, теряет контакт даже с теми, с кем раньше был близок.
    Очевидно, что все эти проблемы достаточно актуальны в наши дни. Следовательно, необходимы специальные исследования, которые могли бы выявить особенности детей и подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.

    Что развивает компьютер?

    Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их достоинства и недостатки.
    Среди множества развивающих программ для детей можно выделить прежде всего: программы обучения иностранным языкам, компьютерные энциклопедии с картинками, которые в занимательной форме преподносят ребенку самые различные знания, филологические игры, напоминающие «Эрудит» или «Поле чудес», развивающие игры, которые учат малышей раскрашивать, рассказывают о свойствах красок и оттенков, или обучают счету, азам арифметики, или знакомят с понятием формы, названиями геометрических фигур, или развивают память, логическое мышление: компьютерные варианты методик «исключи лишнее» и «добавь недостающее» и т.д. и т.п.
    И наконец, в последнее время очень популярными стали программы обучения компьютерной графике. Они дают ребенку - разумеется, первое время под руководством взрослого - возможность почувствовать себя настоящим мультипликатором.
    Возможности компьютерных развивающих игр на первый взгляд неограниченны. Однако посмотрим, что же существенно нового может дать учитель-компьютер по сравнению с учителем-человеком.
    Во-первых, занятия на компьютере - это прежде всего игра. И то, что не очень интересно для ребенка само по себе, становится крайне привлекательным на экране монитора. Таким образом, для ребенка, обучающегося с помощью компьютерных программ, создается дополнительная мотивация - игровая.

    Мама учит со своей дочерью Наташей (4 года) алфавит. Ребенок уже почти все буквы запомнил, но в какой-то момент интерес к этим занятиям угас. Однажды Наташа увидела, как мама печатает на компьютере «буковки». Захотела попробовать сама. Тогда мама сделала для нее шрифт покрупнее, посадила поудобнее за компьютерный стол, и Наташа с маминой помощью радостно стала писать слова. 5 минут таких занятий в день на компьютере вкупе с чтением букваря и различными развивающими играми привели к значительным результатам в этой области.

    Во-вторых, ребенок, играющий в обучающие игры, начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только их обозначения. В различных играх знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше напоминают окружающие предметы. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности - реальные предметы, картинки и схемы, слова и уравнения и, наконец, наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.
    Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие всех этих уровней реальности, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития свидетельствуют известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя»: дети продолжают шепотом произносить читаемый текст или перебирают пальцы при счете.

    При этом важно понимать, что в развитии ребенка невозможно перешагнуть через такую важную ступень, как внешний контроль действий, но компьютерные развивающие игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний. Таким образом, самые простые действия во внутреннем плане становятся доступными уже для детей 4-5 лет.

    В-третьих, не только психологи, но и родители, и воспитатели заметили, что в процессе занятий на компьютере у ребенка улучшаются память и внимание. Ведь детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, а компьютерные программы придают усваиваемому материалу недостающую ему яркость и значимость, что не только ускоряет запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
    В-четвертых, компьютерные игры имеют большое значение для развития моторики ребенка, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до самых сложных, детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши. Это развивает мелкую мускулатуру рук - тонкую моторику. Кроме того, действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация.
    В-пятых, работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и переработки информации. А это умение ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, глубже осознать новый материал.
    Таким образом, тот интерес, который вызывают игровые занятия на компьютере, становится базовым для формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
    Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине. Родителям нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания к ребенку со стороны взрослых.

    ВНИМАНИЕ! Если вы просто даете ребенку диск с обучающими играми и ожидаете неослабевающего интереса и серьезных успехов, скорее всего вы будете разочарованы.

    Для самых маленьких компьютерные развивающие игры должны быть не средством получения информации, а способом самостоятельно проиграть и повторить то, что ребенок узнал от взрослого - из беседы, совместного занятия, чтения. Только в этом случае малыш действительно узнает что-то новое, а не просто посмотрит красивые картинки. Кроме того, вы сохраните с ним доверительные отношения-, ребенок будет знать, что именно родители всегда смогут помочь ему найти ответ на любой вопрос, неважно, что они при этом будут использовать в качестве наглядного пособия. Общение с вами должно быть для ребенка приятнее, чем общение с компьютером. К тому же ни одна компьютерная «улыбка», появившаяся на экране при правильном выполнении задания, не может заменить родительской похвалы, нежного поцелуя в макушечку.
    Занимаясь с ребенком на компьютере, помните о том, что существуют определенные возрастные ограничения по времени пребывания перед экраном монитора. Постарайтесь объяснить это своему малышу и не оставляйте его надолго наедине с компьютером.
    И все же компьютер - это наше будущее, как бы вы к этому ни относились. Пора признать суровую правду жизни - «общение» детей с компьютерами уже неизбежно - и постараться с самого начала управлять этим процессом.

    При этом следует помнить, что взаимоотношения вашего ребенка с компьютером напрямую зависят от вас. От того, какой пример вы подаете, сколько времени вы сами проводите перед экраном монитора, насколько вас затягивают компьютерные игры или Интернет. Если мама на несколько часов «зависает» в Интернете, «качая» из мировой сети кулинарные рецепты или общаясь в чате, странно было бы ожидать, что ее ребенок научится управлять своим «компьютерным» временем.

    Что вредно для здоровья?

    Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить. Впервые мы услышали об этом в те времена, когда компьютеры только появились в нашей стране. Стоит ли говорить, что с тех пор компьютеры изменились и похожи на своих предков не более, чем наши квартиры на пещеры питекантропов. Вместе с улучшением качества компьютеров менялись и факторы негативного воздействия ПК на организм человека. Те, что были на первом месте, например излучение, отошли на второй план. Появились новые, связанные в основном с резким ростом скорости подачи и переработки информации. Информационный поток стал настолько велик, что его воздействие продолжительное время не способны выдерживать ни наше зрение, ни наш мозг. Что уж говорить о детях...
    Итак, по возможности учитывая то, «до чего дошел прогресс», рассмотрим факторы негативного влияния повсеместной компьютеризации на человека и способы борьбы с ними. В первую очередь работа на ПК отрицательно влияет на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение даже через непродолжительное время занятий на компьютере у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
    Специалисты даже выделяют некий «компьютерный зрительный синдром», напоминающий конъюнктивит, который может появиться у ребенка после нескольких часов, проведенных перед экраном. В таком случае у детей краснеют глаза и возникает ощущение, что в глаза попал песок.

    Однако заметим, что, по мнению специалистов, компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играет наследственность, «общение» с телевизором, чтение в темноте.

    При грамотной организации компьютерного рабочего места и времени работы на ПК нагрузка на зрение может быть существенно снижена. При этом самым важным условием сохранения зрения является качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для них вреден. Самыми безопасными для глаз считаются жидкокристаллические мониторы и мониторы профессиональных серий.

    Если вы сами не очень разбираетесь в этом вопросе, обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут вам выбрать наиболее безопасный монитор, отвечающий всем вашим требованиям.

    • Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.
    • Следите за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение.
    • Индивидуально подобранные стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60 см).
    • Не ставьте компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз.
    • Наиболее вредными считаются игры типа Doom и работа в Интернете. Ограничьте в этом своего ребенка.
    • Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслаблять зрение.
    • Необходимо, чтобы ребенок каждые 15-20 минут делал перерывы - давал глазам отдохнуть. Научите его делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево-вправо, вверх-вниз, не поворачивая головы.
    • Можно подобрать ребенку специальные защитные очки для работы на компьютере.

    2. Стесненная поза. Сидя за ПК, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или других органах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется во время работы. Такая фиксированная поза может вызывать следующие нарушения:

    • заболевания кистевых суставов.
      При работе за компьютером человек вынужден совершать множество мелких движений руками, из-за чего кисти сильно устают. При длительной работе могут даже возникнуть хронические заболевания суставов.
    • затрудненное дыхание.
      Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это может привести к развитию приступов кашля и даже астмы.
    • остеохондроз.
      При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Довольно часто это приводит к искривлению позвоночника.

    Ребенок должен:
    - работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему хоть изредка менять позу;
    - сидеть на специальном вертящемся стуле без подлокотников. Помимо того, что это удобно и высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, детям очень нравится крутиться и кататься на таких стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном;
    - регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.
    Для того чтобы снизить нагрузки на руки, исходя из ваших возможностей, приобретите для ребенка клавиатуру, коврик, мышку и джойстик последних моделей. Они выполнены с учетом особенностей строения кисти, предполагают более удобное размещение рук и разворот плечевого пояса, и руки при работе с ними устают гораздо меньше.
    3. Излучение. Электростатические поля. Сам по себе потенциал, имеющийся на электронно-лучевой трубке кинескопа, не страшен, но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняет севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они «впиваются» в кожу пользователя.

    • Установите монитор задней стенкой к стене.
    • В комнате, где стоит компьютер, чаще делайте влажную уборку, вытирайте пыль.
    • Научите ребенка каждый раз, закончив работу на компьютере, умываться холодной водой.
    Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на поведение человека, играющего, например, в компьютерную игру «Ралли», на его стиснутые зубы и руки, судорожно сжимающие мышку, на то, как бросает его тело из стороны в сторону при каждом повороте... Игры требуют огромного напряжения, которое люди редко испытывают в обычной жизни. Специальное исследование показало, что дети очень устают от компьютерных «стрелялок» и «догонялок», а у некоторых особо эмоциональных пользователей во время игры даже повышается давление.

    • Чтобы снизить нагрузки на психику ребенка, подберите для него более спокойные игры.
    • Старайтесь покупать ребенку развивающие, расширяющие кругозор игры.
    • Познакомьте ребенка с возможностями компьютера. Дети довольно часто думают, что компьютер покупают для того, чтобы на нем играть, и не подозревают, что его можно использовать и для других целей, не менее занимательных, и при этом научите ребенка пользоваться текстовыми редакторами, рисовать, составлять графики. Тогда время, проведенное за компьютером, будет приносить больше пользы, чем вреда.
    • Если ваш ребенок все же не на шутку увлечен именно «стрелялками-догонялками», договоритесь с ним о сокращении времени, проводимого за этими играми. Найдите возможность извлечь пользу из самой, казалось бы, бессмысленной и бесполезной игры. Смело фантазируйте, входите в реальность, в которой существуют только ваш ребенок и виртуальные герои, завоевывайте авторитет и свое место в игре и в сознании ребенка.

    Рассказывает мама Илюши (4 года): «Очередной всплеск интереса к компьютерным играм произошел, когда у него появилась приключенческая игра о каком-то котенке, бродящем по джунглям и лабиринтам и воюющем с псами и прочими врагами. Здесь уже была стрельба и всевозможные опасности, но нарисована игрушка оказалась вполне пристойно. А попробуйте вырастить мальчишку, чтобы он в определенный период времени не играл в войну. Мы смирились. Ребенку были выставлены жесткие требования по ограничению времени игры, а история с котом-героем обсуждалась с мамой по вечерам и послужила основой для множества придуманных сказок. Это уже дело мамы - создать из незамысловатой «стрелялки» историю о добре и зле, правильно расставить акценты и постараться, чтобы это пошло ребенку на пользу. Постепенно, кстати, и эмоции, связанные с новой игрой, слегка утихли, ребенок беспрекословно выключает компьютер по первому требованию и все чаще обсуждает идею приобретения живого котика.

    ВНИМАНИЕ! Постарайтесь не забывать о ребенке, оставляя его наедине с компьютером. Будьте рядом, разговаривайте с ним, обращайте внимание на то, чем он занимается, вовремя напоминайте о необходимости сделать перерыв в работе.

    Время, которое ребенок может провести за компьютером, разные специалисты определяют по-разному. Ниже приведен совет специалиста-психолога, почерпнутый из интернетовской статьи, который вы можете с уверенностью применять на практике:
    «Для любого человека, и в первую очередь для детей, условно время, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст (полных лет), приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза. Причем время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведенного за компьютером. Итак, если ребенку 10 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 20-30 минут с перерывом на один-два часа. Это вполне нормальные условия. Да, и еще: не рекомендуется играть перед сном и тем более ночью».

    Эти страшные компьютерные игры

    Итак, чего больше всего боятся родители, видя, что ребенок увлечен компьютером? Компьютерных игр. Что же в них страшного? Считается, что они могут сделать ребенка агрессивным, замкнутым, оторванным от реальности.
    Поговорим об этом подробнее.
    Агрессивность
    Большинство популярных в нашей стране компьютерных игр учат детей убивать. Монстров и людей, земных животных и инопланетян, рожденных фантазией разработчиков. При этом ручьем льется кровь, слышатся душераздирающие стоны, иногда даже души убитых на наших глазах отлетают к небесам.
    Неудивительно, что, наигравшись в такие игры, дети начинают во сне вскрикивать и скрежетать зубами.
    Вот как описывает компьютерный журнал игру «Аллоды-. печать тайны»: «Миссия десятая. Логово людоедов. Как несложно догадаться, в этой миссии вам придется мучить толстых, волосатых монстров неопрятного вида, в простонародье именуемых людоедами. Опасного ничего нет, а денег можно загрести кучу... По пути вам встретится парочка людоедов, забейте их в полном соответствии с традиционной стратегией забивания крупной дичи... Перед мостом зарежьте еще одного несчастного толстяка, заберите свои скромные сбережения и продолжайте путь... Разные хрюшки-зверюшки вас, я надеюсь, не остановят, а перебить десяток бледно-желтых гоблинов не составит никакого труда...»

    Подобные ужасы не только пугают детей, но и притягивают. В азарте игры ребенок становится кровожадным, ему нравится быть сильным, убивать и мучить.

    В западном обществе одной из центральных тем современных психологических исследований является проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений.
    Есть люди, которые выступают против игр и обвиняют игровую индустрию во всех смертных грехах. Однако данные многочисленных работ на эту тему свидетельствуют о том, что игры с кровожадным содержанием способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6-9 лет). Впрочем, точно гак же влияют на детей фильмы, телепрограммы и рекламные ролики с элементами насилия.

    Самая громкая трагедия, связанная с компьютерными играми. Два подростка расстреляли двенадцать одноклассников, учителя и ранили еще несколько человек, разбрасывая самодельные гранаты. После чего покончили жизнь самоубийством. Очевидно, что дети сойти с ума. Однако в любительском фильме, снятом перед последним походом в школу, один из приятелей говорит, что готовящееся действо будет «чем-то вроде гребаного Дума».
    Именно эта фраза и сходство инцидента с сюжетом компьютерной игры послужили поводом для иска, который родители погибших детей предъявили к производителям компьютерных игр.

    Конечно же, такие обвинения небезосновательны, но хочется разобраться: на самом ли деле в этом виноваты одни только компьютерные игры? Сколько их за год выходит и сколько людей в них играет? Разве можно сравнить то, что есть в играх, с изобилием ужасов и насилия в кинематографе? Причем там все показано гораздо нагляднее и красочнее, чем в любой даже самой технологически совершенной игре. Не так ли? В фильмах можно увидеть действительно страшные вещи: и то, как надо готовить преступления, и то, как легко и весело убивать людей. Компьютерным игрушкам пока до этого далеко. А кроме кино есть еще и телевидение, где любой криминальный репортаж наглядно демонстрирует способы лишения жизни себе подобных самыми разнообразными средствами.
    Как же можно обвинить создателя агрессивной игры в том, что ваш ребенок стал кровожадным? Разве не вы сами купили ему эту игру или дали денег на ее покупку? Не вы ли радовались, что ребенок часами играет за компьютером и дает вам наконец возможность спокойно поговорить по телефону, почитать газету, посмотреть футбол? Разве не вы виноваты в том, что ему с компьютерными монстрами интереснее проводить время, чем с вами?

    ВНИМАНИЕ! Неустойчивую психику маленького ребенка постарайтесь максимально долго оберегать от действительно жестоких сцен в играх.

    Если в вашей семье старший сын или папа обожают попалить по монстрам, на экране дым столбом, кровь фонтанами, а из динамиков несутся душераздирающие стоны и непрерывная стрельба - не позволяйте малышу находиться рядом с компьютером. Но от отца или брата, занимающегося «постройкой нового города» или сидящего за «штурвалом космического корабля», возможно, отгонять ребенка и не стоит. Из всего можно извлечь пользу.

    Рассказывает мама 4-летнего Илюши: «Папина игра в «Parkan» стала для нашего сына началом бесед об астрономии, а кроме того, он резко начал выговаривать букву «Р», нарисовал несколько потрясающих космических пейзажей и раскрасил и вырезал бесчисленное множество роботов и космических кораблей, которые я терпеливо срисовала с сопровождающей игру книжицы (Илюше было четыре года, и он быстро научился пользоваться ножницами)».

    Замкнутость
    Компьютер дает ребенку возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В то же время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят ошибки, неуспех, негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. В «реале», столкнувшись с препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что и в играх. Уход в виртуальную «действительность» может сформировать у ребенка психологическую зависимость от компьютера. Особенно это опасно для застенчивых детей. Общение с окружающими требует от них слишком сильного психоэмоционального напряжения, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену реальному общению приходит псевдообщение - с компьютером.
    Ребенок, играющий в компьютерную игру, имеет прекрасную возможность почувствовать себя сильнее, смелее, красивее. Словно по волшебству, он становится настоящим героем! Игры открывают для него новый мир. Там ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости, смелости и мудрости, но не реальной.
    Это все в его мыслях и мечтах: повелитель галактик, самый быстрый гонщик, самый бесстрашный летчик, строитель, исследователь, первооткрыватель, архитектор и т. д. и т. п. Если в виртуальном мире все происходит так, как хочет он, зачем оттуда выходить?

    Чтобы избежать замкнутости ребенка, больше разговаривайте с ним, интересуйтесь его чувствами и впечатлениями и акцентируйте его внимание на положительных эмоциях, связанных с событиями реальной жизни. Позже он сам поймет, что мир вокруг него более красочный и интересный, чем компьютерная реальность.

    Если действительность, окружающая вашего ребенка, достаточно эмоционально окрашена, если у вас с ним теплые, доверительные отношения, ему не захочется сбежать в виртуальные миры.
    Уход от реальных законов
    Еще одна опасность кроется в условности «жизни и смерти» компьютерного героя, того, с кем ребенок по ходу игры невольно начинает себя отождествлять. Пять жизней израсходовано, но есть еще шестая и можно выиграть седьмую, восьмую и т. д. Смерти не существует: умерев, ты можешь «воскреснуть» и все начать сначала.

    Отсутствие логической связи, причинно-следственных отношений, ощущения необратимости смерти, в конце концов, тоже влияет на сознание и подсознание ребенка. Не в этом ли причина роста детского суицида?

    Почему дети, вполне вроде бы благополучные, не из-за замечания в дневнике, и даже не из-за несчастной любви, в одиночку и компаниями слетают с крыш многоэтажек... Просто так... Может быть, они думают, что не разобьются, а встанут и пойдут дальше, или им кажется, что у них в запасе еще пять-шесть жизней... По крайней мере, такую гипотезу неоднократно высказывали психологи, комментируя случаи «беспричинного» самоубийства детей.
    В уходе ребенка в виртуальную реальность таится определенная опасность для его психического здоровья, это очевидно.
    Но и сам уход, в свою очередь, может быть сигналом неблагополучия отношения ребенка с реальным миром. Если в реальной жизни он имеет достойную альтернативу виртуальным мирам - понимающих, любящих родителей, друзей, разнообразные интересы, - то вряд ли в одночасье бросит все это ради компьютера.

    ВНИМАНИЕ! Раз ваш ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, вам необходимо разобраться, чего ему не хватает в окружающей действительности.

    По данным Интернета, психологами в течение 5 месяцев проводилось исследование влияния компьютерных игр на пользователей 9-16 лет. Оно показало, что «введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; в течение трех месяцев у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение-, у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной зависимости».
    Таким образом, это исследование еще раз подтверждает, что «компьютерная зависимость» является не правилом, а скорее исключением. Ей подвержены в основном те дети, которые испытывают дискомфорт при встрече с реальностью.

    Компьютер и одаренные дети

    Особенно опасным, по мнению психологов, может оказаться общение с компьютером одаренных детей.
    Часто случается, что одаренный ребенок и так довольно одинок.
    Общение со сверстниками его не занимает, взрослые относятся к нему как к несмышленышу, в то время как в голове маленького вундеркинда мысли, которые и не каждый взрослый способен понять. Для таких детей компьютер может стать единственным «понимающим* собеседником. Вот где можно найти достойное «общение», вот где можно доказать истинное величие своего интеллекта. Одаренные дети, не имея возможности найти свое место в реальном мире, счастливы бывают, обретая его в виртуальной реальности. Эти дети, как показывают многочисленные исследования, в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. В процессе познания они проявляют высокий уровень самостоятельности, широко используют «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи. При этом степень «автономного самообучения», по мнению некоторых специалистов, может выступать в качестве своеобразного индикатора, указывающего на наличие выдающихся способностей.

    Многочисленные исследования показали, что опасность кроется в диссинхронии - несоответствии уровней интеллектуального и других аспектов развития. Причем, если говорить об одаренных детях, это не исключительное, а, напротив, весьма типичное явление.

    «Высокий уровень интеллектуального развития, - пишет российский психолог, специалист по детской одаренности ЮД. Бабаева, - не гарантирует столь же высокого уровня развития психомоторных и коммуникативных способностей. Широкое использование новых информационных технологий может привести к существенному усилению негативных аспектов подобной диссинхронии. В условиях информатизации имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а, напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как «интернет-зависимость», «игровая компьютерная наркомания» и т. п.».
    Сидит себе такой одаренный ребенок за компьютером, сам постигает все новые и новые его возможности, получает удовлетворение от того, что может решать задачи, непосильные большинству сверстников. Сам развивается, сам радуется успехам, царь и бог своего виртуального мира.
    Часто случается, что одаренный ребенок становится хакером. Благодаря своим уникальным способностям, он с легкостью преодолевает все возможные преграды, что вполне может способствовать появлению непомерно высокой самооценки и еще больше отдалить его от сверстников.
    Кто такой хакер? В современном мире этим словом называют людей, которые в совершенстве владеют компьютерными знаниями, пытливый ум которых позволяет им «взламывать» любые программы, разгадывать шифры самых засекреченных сайтов. В распространенном представлении такой человек теряет свой человеческий облик, становится чем-то вроде «компьютерного лешего» - грязный, немытый, нечесаный, с безумным взором. Впрочем, в большинстве случаев это только мифы.
    У детей-хакеров редко бывают друзья среди ровесников - это почти неизбежная плата за любой талант. Как и все дети, они совершают ошибку, считая все происходящее с ними уникальным. Они ищут друзей среди взрослых, стараясь найти тех, кто будет общаться с ними на равных. Они умеют в двенадцать-шестнадцать лет то, чему другие учатся в двадцать пять - сорок. Они могли бы стать отличными программистами, но пока их привлекает сладость запретного плода, возможность получить недозволенное.

    К школьному психологу обращается папа Никиты (12 лет), жалуясь, что сын стал хакером, что ничего, кроме компьютера, его не интересует, что он не признает никакого другого общения, кроме виртуального. Родители попытались ограничить время, которое он проводит за компьютером. Это привело к тому, что мальчик убегает из дома и фактически живет в компьютерном клубе. Психолог рекомендует папе попросить сына о помощи в составлении какой-нибудь компьютерной программы, организовать совместную деятельность за компьютером. Результат: мальчик стал чаще общаться с отцом, причем темы бесед не ограничиваются только миром компьютера.

    Специальное исследование, касающееся феномена хакерства, провела ЮД Бабаева. Было опрошено 900 человек различных возрастных групп и профессий. Многие из них считают, что хакеры обладают весьма высоким уровнем интеллектуального развития и ярко выраженными творческими способностями. На сегодняшний день для подтверждения или же, напротив, опровержения этих «житейских» представлений пока не хватает соответствующих научных данных. В научном сообществе также нет общепринятой точки зрения относительно конкретных причин, приводящих к возникновению феномена хакерства. Наиболее часто упоминаемые гипотезы связывают его с трудностями в общении, а также со стремлением к самоутверждению. Согласно существующим данным, хакерство нельзя рассматривать лишь как негативное явление. Этот неоднозначный феномен еще требует специального изучения.
    Подводя итоги, хочется предложить вам, дорогие родители, небольшой экскурс в историю. Еще не забыты те времена, когда в научных сообществах, на страницах газет и журналов велись дебаты о «книголюбах». Может быть, вы сами, а может быть, ваши родители, дяди и тети читали книги, что называется, «запоем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски следующей. Культовые писатели Ремарк, Сэлинджер, Хемингуэй, Фицджеральд и многие-многие другие открывали перед нами свои манящие миры. Миры, наполненные высокими чувствами и необыкновенными приключениями. На них вырастали «книжные люди», которые были так же далеки от реальности, как сегодняшние хакеры. Это явление волновало общественность не меньше, чем сейчас «компьютеромания», его тоже изучали и делали всевозможные прогнозы о полной оторванности от реальности и неприспособленности к жизни «книгоманов». И говорили о том, как портится зрение и искривляется позвоночник...
    Затем пришла эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о том, что телевидение заменит театр и кино, книги и музыку. Телезрители сутки напролет сидели перед экранами. «Телевидение, - писали американские научные издания, - это не просто электронная игрушка или одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие на семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей. В 1950-е годы только одна семья из двадцати имела телевизор; десять лет спустя телевизоры были уже у 90% американских семей. Сегодня 98% семей имеют как минимум один телевизор, а некоторые - даже три или четыре».
    Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за любым другим занятием (исключая, пожалуй, только сон). В 1993 году средний статистический ребенок смотрел телевизор приблизительно 7,5 часа в день.
    Многие исследователи считают, что, показывая детям по телевизору огромное количество сцен насилия, мы приучаем их к мысли, что агрессия - общепринятый выход из ситуаций, вызывающих фрустрацию. Некоторые, напротив, утверждают, что насилие, которое дети видят по телевидению, может служить замещением реальной агрессии, в результате чего агрессивность детей снижается, а не возрастает (Feshback Singer, 1971). Хотя вторая теория и заманчива, полученные в ходе исследований данные не подтверждают ее. Неоднократно возвращаясь к данной проблеме, ученые пришли к выводу, что демонстрируемые по телевидению сцены насилия вызывают небольшое, но статистически значимое увеличение агрессивности зрителей.
    Этот список «виртуальных миров» можно продолжить. Вспомним, например, о музыке. Разве мало вы знаете подростков, которые целыми днями сидят в наушниках или терзают свою гитару, забывая есть, пить и делать уроки? Увлечение театром и кинозвездами, коллекционирование марок и значков - тоже своего рода уход от реальности.
    Одним словом, если ваш ребенок чересчур увлечен компьютером, постарайтесь его понять...
    И напоследок еще несколько советов, которые помогут вам в решении данной проблемы:

    • Не спешите вести ребенка к врачу или психотерапевту, если он «заболел» компьютером. Сначала сами попробуйте до него достучаться.
    • Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Если память подводит, обратитесь к соответствующей литературе. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и не ленитесь играть вместе с ним - получите огромное удовольствие.
    • Почаще давайте ребенку в руки кисти, мозаику, пластилин или глину. Занимайтесь с ребенком совместным творчеством.
    • Вспомните, что где-то рядом с вами есть парки, музеи, выставки. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.
    • Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпрепровождению. А ваша задача скорее состоит в том, чтобы снизить ценность общения с компьютером. Если допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его - наказанием за провинности, это может только усугубить ситуацию.

    Все это очень нелегко. Но если приложить усилия и найти взаимопонимание с ребенком, вы вместе сможете пережить и эту волну «компьютеромании», и все прочие, ожидающие нас в будущем.