Роль учителя в развитии и воспитании учащегося. Кто должен воспитывать ребенка? Роль школьного учителя в воспитании детей. Мкоу «карымкарская сош»

Есть много профессий на Земле среди них одна из важных, профессия педагог. Педагоги воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», одним словом, работа педагога выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело. Воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка педагога в работе с детьми может сказаться в будущем уже у взрослого человека.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло.

"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу, каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, задача педагога состоит в том, чтобы при организации образовательной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, свой талант.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного.

Роль педагога в формировании личности ребенка очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.


Введение

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. Идеалы личности у разных народов очень близки друг другу. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическая сила, красота, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы педагогов уже с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм и, объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалась теоретической и совершенно заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией.(см. литература №2)

Следует иметь в виду, что в любом обществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется.

До настоящего времени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же учителя - разносторонне воспитанная личность ученика.

Структура деятельности учителя

Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности

Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников". (см. литература №1).

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса, Многим из них присвоены почетные звания "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Старший учитель".

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной, подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов при поступлении их в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов.

Работа учителя относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед ним возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снимает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, о зачете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, умение творчески подходить к решению, возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.

Тем не менее, только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что учитель - это действительно звучит гордо!

Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.

Мария Монтессори видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Педагог, работающий по системе Монтессори , не учит ребенка, а только наблюдает за ним, ненавязчиво руководя его действиями, то есть он вмешивается только в крайнем случае, если у малыша совсем ничего не получается. Для начала он; показывает, как правильно пользоваться всеми предметами, а потом малышу предоставляется самостоятельность.

Учитель всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не зада-вали. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила Мария Монтессори. В этом и состоит отличие: обычно вы, мамы-папы, очень торопитесь, вам легче самим завя-зать шнурки, застегнуть ребенку рубашечку, чем ждать, пока ребенок сам сообразит, как это делать. Но это убивает самостоятельность малыша. А ведь дети в раннем возрасте так стремятся подражать взрослым. Главный девиз методики Монтессори: «Ты уже достаточно взрослый и можешь сделать это сам!», а не «Ты еще маленький, подрасти, и у тебя все получится». Система рассчитана на то, что кроха учится сам в процессе деятельности.

В силу этого роль учителя в педагогике Монтессори сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним.

➠ Такой учитель — и это вы сразу заметите — не претендует на центральную роль, как это принято. Его участие не так активно и заметно на первый взгляд, но отнюдь не менее важно. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Задача учителя в том, чтобы подготовить среду, способствующую саморазвитию маленького человека, помочь ему организовать свою деятельность, направляя его грамотно и ненавязчиво, дать свободу экспериментировать с этой средой. Взаимоотношения в классе строятся по принципу «учитель для ученика».

Учитель должен быть компетентным во всех областях знаний — математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языка), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Поэтому, помимо основного базового высшего педагогического образования, учитель должен закончить Монтессори-курс.

Еще учитель терпелив, ровен, не скуп на похвалу, подает малышу личный пример. Он должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Должен уметь прояв-лять гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку.

Несмотря на то что метод Монтессори имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей и каждый класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным. Вам, родителям, надо встречаться с учителем и, если это возможно, заранее знакомиться с методами работы учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании педагогики Монтессори.

Некоторые родители уверены, что воспитание детей напрямую зависит от их собственного поведения и взглядов на жизнь. На самом деле, роль учителя в воспитании детей также огромна, неоценима, и именно этому вопросу посвящена данная статья.

Задачи педагога в воспитании весьма разнообразны. Так, например, именно учитель закладывает в детей основы патриотизма. Современная классно-урочная система обучения помогает детям привыкнуть к определенному поведению в классе, воспитывает в них сдержанность и уважение к старшим.

Однако главное, на что влияет преподаватель - это воспитание уважительного отношения к науке и к процессу познания. Именно данную цель должен преследовать педагог на каждом своем уроке. Записывая что-то в тетрадь, получая хорошую или плохую оценку, педагог с первого класса приучает детей уважительно относиться к научным знаниям.

И тут очень важно, чтобы слова и действия родителей не противоречили тому, что говорит педагог. Так, например, некоторые мамы проявляют непредусмотрительность, заявляя детям, что знания по тому или иному предмету вряд ли им пригодятся. Поскольку в первые 10-12 лет жизни родители являются непререкаемым авторитетом для ребенка, перебудить малыша в дальнейшем не получится. В результате, все воспитательные усилия педагога окажутся напрасными.

Роль педагога в воспитании ребенка базируется на беспрекословном уважении каждого ученика по отношению к учителю. Именно поэтому родителям никогда не стоит высказывать свое негативное мнение о педагоге вслух при ребенке, поскольку это напрямую влияет на отношение к школе и к учебным предметам.

Воспитательные моменты учителем осуществляются не только непосредственно на уроках, но и на классных часах. На таких мероприятиях педагог может воспитывать в своих учениках уважение к старшим, заботливое отношение к окружающей среде, рассказывать им о правилах этикета. Поскольку современные работники школы владеют разнообразными методиками подачи информации, обычно такие воспитательные беседы получаются очень насыщенными и интересными.

Разнообразить рабочую деятельность с детьми можно при помощи разнообразных мероприятий, организованных педагогом. Так, учитель в воспитательных целях может организовать тур по Золотому кольцу или же отправиться в местный театр. Любое мероприятие подобного характера не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает в нем любовь к культуре, к искусству. Посещение важнейших и самых знаменитых памятников архитектуры помогает воспитать в детях стремление сохранить наследие предков на долгие годы.

Все эти воспитательные моменты ложатся на плечи ответственных преподавателей. Современная школьная программа довольно строга по отношению к недобросовестным преподавателям, и поэтому учителям приходится периодически составлять планы воспитательной работы. В таких планах учитель отмечает все, что он хочет внушить своим детям, все, о чем хочет им рассказать. Зачастую от качества составленного плана зависит итог профессиональной деятельности педагога. Чем больше усилий учитель будет вкладывать в воспитательные процессы на уроках, тем выше будет общая успеваемость в классе.

Задача родителей в данном случае - не препятствовать деятельности педагога, а всячески ее поощрять.

Деятельность современного учителя не ограничивается поурочными планами, ведь иногда гораздо важнее вложить в головы детей элементарные воспитательные нормы. Лучшее, что в такой ситуации могут сделать родители - это организовать правильное общение с педагогом, всячески способствуя его воспитательной деятельности.

«Расцвет индивидуальности возможен не в уединении, не в обособлении, а лишь в условиях содержательной, разносторонней жизни детского коллектива, имеющей духовную направленность и в то же время выражающей побуждения школьников, их желания и стремления. Индивидуальное - есть форма существования общего»

Л.В. Занков

Роль педагога в формировании личности школьника

Часть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является школа и внешкольные учреждения.

Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать, не воспитывая. Тем более что образование и воспитание непрерывно дополняют друг друга.

Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно . Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования . Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Поэтому деятельность образовательного учреждения следует рассматривать не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой педагогической деятельности: учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, технически-творческой, культурной, развлекательно-игровой, - что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.

Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у школьников не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия .

Теоретический анализ ценностных ориентаций

Что же такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Наиболее популярная в современной научной среде трактовка психологической культуры личности предлагается в рамках гуманистического направления. А. Маслоу был первым из числа учёных, объявившим потребности ведущими мотивами социальных действий Он считал, что когда наши физические потребности удовлетворены, то на первый план выступают вопросы личной безопасности.

По их разрешению мы стремимся удовлетворить чувства собственного достоинства и достичь успеха в организации психологически комфортного коммуникативного пространства. Следующий шаг – самоуважение и самореализация, развитие собственного личностного потенциала. Центральной категорией в учении А.Маслоу выступает «Я». Только последовательный самоанализ и самоидентификация могут привести индивида к осознанию личностно-значимых целей и ценностей существования - самореализации.

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

Факторы, определяющие развитие личности

Личность окружена множеством природных и общественных условий. Эти условия могут быть благоприятны для личности, но бывают и враждебны к ней. В период формирования личности у каждого человека есть своя микрокультурная среда, границы которой в большей степени совпадают с границами его учебного труда. Микрокультурная среда включает систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Насколько система общественных ценностей утвердилась в систему функционирования конкретного учебного заведения, присутствует ли она реально в поведении педагогов, настолько в характере осуществляемой деятельности определится сформированность системы ценностей у школьников. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя определить факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность образовательного процесса.

Часть 2. Характеристика ценностных ориентаций

Определим основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива по решению поставленных перед ним задач по обеспечению качества образования.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. В данной работе основополагающими будут следующие ценностные ориентации: познание, личность (в двух ее ипостасях - «Я-ценность» и «Другой-ценность»), ответственность и общественно-полезная деятельность.

2.1. Познание как ценность

Любое образовательное учреждение имеет своей целью прежде всего обучать и образовывать подрастающее поколение страны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, будет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание . Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной ценности - знания. Образование есть результат сложного взаимодействия личности, социума и культуры, воплощенный в определенном уровне усвоенных систематизированных знаний, умений, навыков, в определенном уровне культуры и образованности.

Необходимо, чтобы у учащихся была возможность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обучения и желание образовывать себя.

При этом необходимо знать, создаются ли педагогические условия, при которых ученик чувствует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаруживает ли он новое и неизвестное в знакомой ему информации, испытывает ли он радость от получения интересной и важной для него информации, вовлекается ли он в исследование и эксперимент? Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в процессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, величия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником познавательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.

2.2. Личность как ценность

Ведущей ценностью современного образования является гуманизация,

предполагающая принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций - «Я-ценность» и «Другой-ценность», и проявляется в двух взаимосвязанных планах - в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

«Я-ценность» . Если человек осознает себя как ценность, то «он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя. Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию - самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Представляется очень важным стимулировать потребности учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.

Наличие у школьника позиции «Я-ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся. Объективной основой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.

Отношение к себе как к безусловной ценности - это тот психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности.

«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности.

Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.

Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопереживания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное поведение с побуждениями и поведением других людей. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания.

Именно в этом направлении следует решать вопрос организации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоречия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодействия. Именно при совершении тех или иных действий и поступков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.

2.3. Общественно-полезная деятельность как ценность

Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.

В рамках этой деятельности школьники овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Ребёнку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь ему в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.

Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным.

Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом.

2.4. Ответственность как ценность

Необходимость рассматривать ответственность как обязатель ную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответствен ности и ее реальным поведением. Основная функция ответствен ности как социальной категории состоит в активизации соци ального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.

Представляется важным, что ответственность как качество лич ности фокусирует в себе ее субъективные положительные отно шения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разно образных ситуациях социального взаимодействия и строить оп тимальную стратегию собственного поведения.

Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьни ков: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение . Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствующей образовательной среды организуется такая общая деятель ность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер со вместной деятельности.

Можно рассматривать два типа ответственности школьников. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если человек при нимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способ ностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуаци ям, различного рода случайностям.

Ответственность первого типа тесным образом взаимосвязана с социальной зрелостью и социаль ным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.

Негативным следствием отсутствия названной ценности у школьни ков является социальный инфантилизм, который выражает ся, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в дегра дации личностно-смыслового уровня поведения.

Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников по является определенное знание об этом , но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоциональ ного переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в слож ную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности.

Важно постоянно поощрять самостоятельность учащихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориента цию учащихся с внешнего на внутренний контроль.

Часть 3. Формирование ценностных ориентаций в общеобразовательных учреждениях

В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. Образование - это фундаментальная основа создания у учащихся реальных представлений о ценностях человека в различных жизненных сферах. Использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей способствует совершенствованию системы образования.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентаций педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов школьников.

Организация качественного процесса обучения предполагает:

    подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;

    свободное ориентирование в многообразных информационных потоках, компьютерную и правовую грамотность;

    формирование гражданской позиции, умение противостоять негативным явлениям в общественной жизни, приоритет здорового образа жизни;

    готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики страны;

    непрерывное обновление знаний и профессиональных умений в течение всей жизни.

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.

В учреждениях образования велика потребность в педагогах, деятельность которых направлена на реализацию общечеловеческой сущности образования и воспитания, способствуя:

    укреплению связей и отношений между людьми через организацию их взаимодействия в событийных общностях;

    становлению и развитию неповторимой индивидуальности каждого участника путем создания условий для его самообразования и самореализации;

    обеспечению преемственности между поколениями через воспроизводство лучших образцов человеческой культуры и организацию присвоения их учащимся;

    прорыву в будущее через создание образовательной среды, инициирующей поиск новых способов мышления и деятельности.

Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

    личностное влияние педагога;

    ценностный диалог;

    погружение в ценностную среду;

    специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;

    создание ситуаций ценностного выбора.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора в урочной и внеурочной деятельности. Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.

Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:

    система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.

    в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;

    результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:

    стремление к уважению, признанию, компетентности;

    стремление к справедливости, гармонии;

    стремление к самореализации;

    потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:

    • познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,

      познание себя через других людей и других через себя,

      преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,

      представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.

Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.

«Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». (А. Дистервег).

В приложении к данному выступлению даны анкеты, которые помогут провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций школьников и определить приоритетные направления деятельности как педагогов, так и всего учреждения образования.

Литература

    Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.

    Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.–Москва, 1979.–158стр.

    Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

    Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.

    Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.

    Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в совре менном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.

    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. – 399стр.

    Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.

    Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемы выхавання. 2009, №4.

    Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4.

    Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3.

    Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Диссертация канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175стр.

    Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая пси хология. СПб., 1999.

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/

    Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.

Приложение 1

Дорогой друг!

Шкала «Познание как ценность»

А.

Я думаю, что выражение «век живи - век учись» неверно.

Б.

Выражение «век живи - век учись» я считаю правильным.

А.

Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе,
доставляет мне удовольствие.

Б.

Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.

А.

Усилия, которых требует процесс познания, слишком ве лики.

Б.

Усилия, которых требует процесс познания, стоят того,

ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.

А.

Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.

Б.

Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.

А.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение.

Б.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

А.

Мне кажется, что каждый человек должен иметь пред ставление об основных законах природы и общества.

Б.

Мне кажется, что без знания основных законов бытия мно гие люди вполне могут обойтись.

А.

На уроках мне чаще всего бывает скучно.

Б.

На уроках мне никогда не бывает скучно.

А.

Я очень увлечен учебой в школе.

Б.

Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.

А.

Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается

Б.

Мне не нравится учиться в школе.

А.

Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору.

Б.

Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважитель ной причине мне приходится пропускать занятия в школе.

Приложение 2

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Я - ценность»

А.

Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

Б.

Я определенно себе нравлюсь.

А.

Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты.

Б.

Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.

А.

Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен спра виться с проблемами, возникающими передо мной.

Б.

Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.

А.

Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

Б.

Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени за висит от моих достижений.

А.

Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.

Б.

Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.

А.

Я всегда уверен в себе.

Б.

Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.

А.

Самоанализ всегда необходим для человека.

Б.

Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

А.

Мне всегда удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

Б.

Мне не часто удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

А.

Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.

Б.

Мне всегда удается быть искренним.

А.

Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств.

Б.

Мне кажется, что мне нечем гордиться.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 3

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Другой - ценность»

А.

Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б.

Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

А.

Люди редко раздражают меня.

Б.

Люди часто раздражают меня.

А.

Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

Б.

Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.

А.

Зависть свойственна только неудачникам, которые счита ют, что судьба к ним несправедлива.

Б.

Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

А.

О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, доб рый он или злой.

Б.

Обычно оценить человека очень легко.

А.

По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

Б.

Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недо статки.

А.

Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

Б.

Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не пони мают окружающих.

А.

Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

Б.

Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно.

А.

Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

Б.

Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

А.

В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.

Б.

В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Общественно полезная деятельность»

А.

Главное в жизни - нравиться людям.

Б.

Главное в жизни - приносить пользу людям.

А.

Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.

Б.

Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему ин тересно.

А.

Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

Б.

Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю.

А.

Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.

Б.

Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

А.

Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

Б.

Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.

А.

Я всегда чувствую активность, сильное стремление к дея тельности, присутствие значительного запаса энергии.

Б.

Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут по вредить человеку.

А.

Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздра жают.

Б.

Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.

А.

Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлет ворения.

Б.

Интересное, творческое содержание работы - само по себе награда.

А.

Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

Б.

Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

А.

Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружа ющих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не уда ется.

Б.

Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 5

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Ответственность как ценность»

1

А.

У меня часто возникает потребность найти обоснование
тем своим действиям, которые я совершаю по собственному же
ланию.

Б.

У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

2

А.

Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.

Б.

Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое- то дело не очень добросовестно.

3.

А.

Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.

Б.

Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

4

А.

Осуществление моих планов в будущем лишь в незначи тельной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

Б.

Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

5

А.

Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удает ся выполнить какие-либо обещания, данные другим людям.

Б.

Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.

6

А.

Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.

Б.

Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.

7

А.

Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.

Б.

Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.

8

А.

Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отно шусь ответственно.

Б.

Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответ ственно.

9

А.

Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

Б.

Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

10

А.

Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни

Б.

Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

Благодарим за участие в анкетировании!