Сказки и их роль в воспитании детей. Сказкотерапия. Роль народной сказки в развитии и воспитании детей Сказка в воспитании младших дошкольников

Роль сказки в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить малышу разницу между добром и злом.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Нравственный аспект

Сказка является неотъемлемым элементом . Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важно знать:

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Маша и медведь

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Видеопримеры добрых детских сказок:

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная , которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Знают ли родители, какие сказки нужно читать детям? Какой замысел скрывает сказка, и какую роль она играет в развитии и воспитании ребенка? Сказка научит его правильному поведению, поможет развить много полезных для жизни навыков и умений. А любовь к тем или иным сказкам и реакция малыша на ее сюжет расскажет о ребенке много интересного.

Роль сказки в воспитании ребенка

Недавно я разговорилась с мамочкой одного замечательного двухлетнего мальчишки. Он бегал по комнате, строил смешные рожицы, улыбался и бойко болтал на своем языке. Конечно, мама интуитивно улавливала его желания и позывы к действию.

Мы разговорились, и я спросила:

- Вы читаете малышу сказки?

- Да! - Ответила мама. - Только недолго. Он не может усидеть на месте. Но некоторые сказки слушает с удовольствием. Он очень любит «Теремок». Может слушать по несколько раз. Про Курочку Рябу сказка ему тоже по душе. «Репку» с удовольствием слушает. А про Машу и трех медведей я ему больше читать не стану, - пожаловалась мама мальчика. - Он так сильно расстроился, когда Маша съела Мишуткину кашу, что заплакал. Так жалко ему стало маленького медвежонка. А я не могу смотреть, как мой сыночек плачет.

- Хорошо, - сказала я. - Может быть, он еще какие-то сказки любит послушать перед сном?

И мама задумалась.

- Нет. Я несколько раз начинала читать ему сказки «Колобок» и «Красная Шапочка», а он категорически отказывался слушать. Требовал закрыть книгу и капризничал, если я настаивала. Не знаю, в чем дело, ведь эти сказки ничем особо не отличаются от остальных.

Действительно, на первый взгляд, все сказки интересные. Но только человек, знакомый с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, знает, почему ребенок, которому два года и который даже толком не умеет говорить, знает лучше мамы, какие сказки полезны детям, а какие читать не стоит.

Роль сказки в развитии впечатлительного ребенка

Знания Системно-векторной психологии помогают определить свойства ребенка, с которыми он рождается.

Маленький герой нашего рассказа обладает зрительным вектором. Такие дети очень впечатлительные и эмоциональные. Они любят, когда на них обращают внимание, воображают то, чего нет, и демонстрируют все, чему научились.

Литературные произведения играют в жизни ребенка, обладающего зрительным вектором, особую роль.

Сказка - отличный способ развить чувственность и воображение. Она дает возможность чувственно прожить особенности фантазийной реальности. Переживая всю палитру данных ему природой эмоций, малыш учится проживать воображаемую жизнь вместе с героями.

Также сказки учат маленького человечка состраданию, доброте, милосердию, показывают, что добро побеждает зло. Победа достается тому, кто больше думает и заботится о других: родных, близких, товарищах, о тех, кто нуждается в помощи. По этой причине малыш плачет, когда девочка поступает несправедливо по отношению к Мишутке. Он учится состраданию, умению сопереживать чужой боли, бояться не за себя, а за другого, того, кто оказался рядом.

Ребенку со зрительным вектором ни в коем случае нельзя запрещать плакать. Слезы для такого малыша - целительная сила, которая держит в балансе очень чувствительную к внешнему воздействию нервную систему. Слезы сострадания избавляют зрительного ребенка от страха смерти, с которым он рождается. И если запрещать плакать, чувственная составляющая его психики останется неразвитой.

Запрет на слезы может сделать человека черствым или равнодушным. А когда человек не умеет проявлять свои чувства, он становится истериком, снобом и склонен к злорадству - а все это, в конечном счете, заставляет человека страдать, делает его одиноким.

Самое большое страдание для зрительного человека - отсутствие любви. Зачастую причина этой проблемы скрывается в детстве, когда маленькому человечку, обладающему зрительным вектором, запретили плакать, показывать свои чувства.

У маленького ребенка еще нет своего сознания. Он живет чувствами и ощущениями, которые напрямую связаны с бессознательным. Поэтому так важно правильно подбирать правильную литературу для малыша - ведь она формирует его картину мира. Через сказку ребенку раскрывается устройство жизни на уровне ощущений и чувств.

Сказка иносказательно учит ребенка на иррациональном непознаваемом уровне вести себя правильно, совершать верные поступки. Сказка намного сильнее, чем назидательные оценки родителей, которые дети иногда не могут воспринять напрямую.

Теремок

Мотив сказки «Теремок» - объединение. Эта сказка учит ребенка быть дружелюбным и гостеприимным, уметь делиться. Говорит о том, что самые разные звери, каждый со своим характером и особенностями, могут уживаться вместе. Объясняет, как хорошо жить всем вместе дружно и весело.

Системно-векторная психология показывает, как в сказке раскрываются особенности русского менталитета.

Так, как могут объединиться русские, помогать друг другу в беде, - не может ни один народ. Справедливость и милосердие заложены в сюжете русских сказок и откликаются каждому малышу.

Репка

Сказка «Репка» учит взаимопомощи и упорству в труде. Показывает, что даже самый маленький, если приложит усилие, может сыграть значимую роль в выполнении общего дела. А упорство и труд - все перетрут. Когда люди объединены общей целью, нацеленной на пропитание, а значит, выживание, тогда даже вражда отходит на второй план. О чем и говорит совместный труд кошки и мышки.

Курочка Ряба

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает об особенном отношении к пожилым людям. Малыш всегда ассоциирует себя с персонажами сказки. Например, маленькая девочка гладит по страничке книги, где нарисованы дед и бабушка, и жалобно произносит слова Курочки Рябы: «Не плачь, дед, не плачь, баба» .

У ребенка в процессе чтения складывается ассоциативный образный ряд, который учит его делать для пожилых людей все возможное, только чтобы они не расстраивались, не переживали и были сыты.

Страшные сказки для детей - забытые впечатления детства

Прочитанные в детстве и забытые сказки навсегда оставляют след в психике. Сказки о том, что кто-то кого-то съедает, созданы с хорошим намерением - чтобы научить ребенка вести себя правильно. Не открывать дверь чужим людям, не уходить далеко от дома, слушаться родителей. Непослушного героя сказки обычно съедают. Цель такой сказки, казалось бы, напугать ребенка для того, чтобы он мог сохранить себя, избежать опасности, угрожающей его жизни. Но что происходит на самом деле?

Чтение сказок о каннибализме вредит развитию и . Особенно вредны такие сказки зрительным детям. Пугающие страшилки не дают развиться чувственной сфере, воображению, наносят травму, избавиться от которой очень сложно.

Ребенок знает, что полезно, а что вредно для него, реагирует на воздействие окружающей среды в соответствии с врожденными свойствами. Он показывает это родителям, а родители не всегда могут расшифровать его послание. Зрительный ребенок плачет, когда ему жалко героев рассказов, и трясется от страха, когда кто-то кого-то съедает.

Маленький герой нашего рассказа очень хорошо показал этот факт и отказался слушать сказки о Колобке и Красной Шапочке, конец которых трагический. Природа маленького зрительника такова, что он боится быть съеденным сам. Врожденный страх дан человеку, чтобы вовремя уйти от опасности, поэтому специально запугивать, читая остросюжетные сказки, - не нужно. Бояться за свою жизнь и защищаться - естественно для любого живого существа, в том числе, человека. Напротив, запугивание зрительного ребенка может сделать из него жертву и изгоя.

Итак, слушая сказку о Колобке, ребенок ассоциирует себя с ним, и страх усиливается. Потеря чувства защищенности и безопасности выводит его из состояния равновесия и негативно отражается на развитии.

Когда малыш подрастет, научится сопереживать героям добрых сказок , его нервная система станет устойчивой к негативу. Он прочтет эти сказки и извлечет и из них особый смысл, получит урок. А пока он маленький, от такого рода переживаний его стоит оградить. Пусть лучше плачет и сочувствует героям. Не нужно бояться детских слез. Если он уже в два года способен так глубоко сопереживать героям сказки - развитие правильное, и маме нужно этот момент понять, а не блокировать проявления чувств и эмоций ребенка.

Роль сказки в развитии и воспитании детей

Сказка давно применяется в психологии в качестве диагностической методики для выявления состояний человека. А также используется в психотерапевтических целях. Сказка в жизни ребенка играет обучающую роль. Читать сказки детям можно с раннего возраста - даже если ребенок не понимает смысл сказанного, он ощущает интонацию речи, правильное произношений слов, ритм, создает привычку получать впечатления из книг. Сказки нужно читать с выражением, вовлекая ребенка в то, что происходит с героями.

Проникая в самое сердце крохи, сказка рассказывает о том, что хорошо, а что плохо. Свод законов и правил не проговаривается напрямую, но показан в виде злых и добрых героев. Зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Благодаря чтению сказок и классической литературы у ребенка развивается эстетическое восприятие мира, умственные, интеллектуальные способности, образное мышление, чувственность. Нарабатывается внутренний нравственный стержень, который будет служить основой психологического здоровья малыша и станет опорой в жизни.

Чтение важно не только для развития зрительных детей, но и для всех остальных. Сказки для маленьких скрывают в себе полезную силу, которая необходима для развития морально-нравственных качеств ребенка .
После шести лет ребенок уже может сам выбирать, что читать. Например, звуковику интересны энциклопедии, книги о космосе и фантастические рассказы. Ребенку с анальным вектором нравится все, что связано с историческими событиями.

«… Мы читаем правильные книги. Причем до тренинга я читала детские книги, а дочка вообще не слушала меня, я злилась и не понимала, почему ей не нравятся сказки. А сегодня правильная литература целиком и полностью держит ее внимание и желание, чтобы я ей почитала…»

«… Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный сон, потому что я ее совсем не понимала, как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать, как будто тебя режут, ночью спать только при свете… В конце марта в моей жизни случилась революция… Я получила на е-мейл приглашение на бесплатный тренинг, и очень скоро не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и, главное, поняла про свою дочурку.

Так не бывает, это неправда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по СВП Юрия Бурлана…»

«…На тренинге точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует - он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.

Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.

Счастливое детство наших детей - в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак…»

Подробно о правильном воспитании детей, роли сказки и классической литературы в жизни человека, можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

«Сказка - ложь, да в ней намёк...»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

Красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

Картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Литература:

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.

4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.

5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

ФИО: Кусакина Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ имени Карла Маркса"" г.Почепа Брянской области
Название работы: Цель работы: необходимость использования сказок для формирования личности ребенка.
Задачи: - показать, как благодаря сказке формируются нравственные устои будущей личности;
- проанализировать на примере конкретной народной сказки, какие именно задатки и качества характера можно сформировать;
- предостеречь от опасности игнорирования сказок и сказочных сюжетов в деле воспитания ребенка.

Работа предназначена не только для педагогов, работающих с детьми, и воспитателей детских дошкольных учреждений, но и для родителей, которым небезразлично, какими вырастут их дети.
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны школы и родителей.
В работе анализируется педагогическое воздействие сказки на ребенка: как сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного, кроме того, воспитывается интерес к жизни и культуре русского народа, т.е. создаются условия для формирования основ патриотического сознания ребенка.

«О роли сказок в воспитании детей»

« Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Эти слова поэта и великого сказочника А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Возможно, многие сказки были написаны после того, как человек разрешил свои проблемы, личные или общественные.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!». Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Например, в 2,5 – 3 года сказки типа «Репка», «Теремок». Они коротенькие и построены на повторах фраз, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. К 3 годам прибавятся сказки о животных (« Волк и лиса», «Три поросенка»). В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. С 3 до 5 лет – период самоидентификации, потому сказочный герой должен соответствовать полу ребенка. В 5-6 лет можно предложить сказки литературные. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные - совершать хорошие поступки (пусть и неосознанно). Но не нужно торопиться: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. И любую сказку стоит выбирать с осторожностью: во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий любимой сказки. Очень полезно, чтобы маленькие дети, еще не умеющие читать, слушали сказки в пересказе родителей. Конечно, Корнея Чуковского или неувядаемого «Конька- Горбунка» лучше все-таки читать, чтобы не потерять изящество и своеобразие этих сказок, но остальные сказки стоит пересказывать. И чтобы это была не киносказка, не аудиозапись, а живой голос мамы или бабушки. Когда героиня ходит перед тобой на киноэкране, ребенок теряет возможность применить фантазию, воображение. А ведь именно из счастья воображения рождается творческая сила, которая обогатит потом жизнь ребенка, кем бы он ни стал.
Не стоит думать, что сказка очень проста и доступна. Сложные жизненные и даже философские категории здесь рассматриваются на простых примерах.
Предположим, взрослому человеку говорят, что работа в команде весьма способствует эффективности труда по сравнению с работой отдельного человека. Взрослый это поймет с точки зрения науки, а вот маленькому человечку проще объяснить смысл коллективизма на примере сказки «Репка»: тянут герои репку, потянут, а вытянуть не могут, пока не присоединилась к ним еще и мышка. Так благодаря сказке у ребенка можно развить умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, что ему пригодится потом, во взрослой жизни.
Или всем известная сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по их внутренним достоинствам. Как умело к этой мысли подводит сказка! Вот Иван-царевич видит свою суженую, а она – лягушка. Внешний облик пугает царевича, он боится, что его «люди засмеют». Но лягушка оказывается необыкновенной, говорит человеческим голосом, замечает печаль Ивана-царевича, пытается его успокоить. За уродливой внешностью кроется внимание, доброта, заботливость, скромность. И мастерица она искусная. А апофеозом мудрости и красоты царевны оказывается ее появление на царском пиру. Но мы понимаем, что истинная красота царевны - в ее душе. И поведение Ивана-царевича тоже многому учит маленького человека. Например, тому, что никогда не стоит торопиться с решением, не оценив всех вероятностей. Оказывается, все события в мире взаимосвязаны и имеют свою причину. Сжег лягушечью кожу, поторопился - и наказан за это. Дальнейший нелегкий путь героя учит тому, что в жизни нужно преодолеть много трудностей, чтобы достичь своей цели. Но самое ценное дается человеку через испытания. То, что дается просто так, без усилий, не ценится и легко теряется. И не только объективные трудности встречаются герою, но и борьба с самим собой. Герой добр, справедлив, потому ему помогают все: и птицы, и звери. Этим сказка учит, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать лишь свои эгоистические интересы: помоги другому, пожалей другого – и настанет день, когда он поможет тебе в трудную минуту. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь, если мы не сможем справиться с сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру. Вот над такими непростыми жизненными выводами заставляет задуматься такое, казалось бы, простенькое и незамысловатое произведение - сказка.

Сказка исподволь учит нас реалиям мира и человеческого общества.
Например, превращения, трансформация героев (внешняя или внутренняя) дают понятие о многоплановости жизни, множестве ролей, которые придется сыграть. Шекспир сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль», а в сказках серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную. Так приходит понимание социальных ролей, которые придется в жизни сыграть: сын, ученик, друг, муж, отец, работник и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни. Другая метаморфоза – герой становится лучше, добрее – позволяет ребенку понять, что можно измениться к лучшему, что лишь от самого человека это зависит.
То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости.
Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с ней нарушены. Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу, и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Так происходит экологическое воспитание ребёнка.
В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться.

Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного - зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
С торжеством цивилизации истинная роль сказок была забыта, и сказка стала отодвигаться на дальний план. Среди родителей появилась мода на раннее развитие, а значит, и на раннее взросление детей: «Мой ребенок в 6 месяцев пошел, мой уже в 5 лет перечитал все энциклопедии и сам пишет стихи (поет, танцует, музыку сочиняет» и т.д.) Конечно, родителей можно понять. Одни открыто планируют своим отпрыскам социальное преуспевание в жизни по своему образу и подобию либо из желания, чтобы дети компенсировали неудачи родителей. При раннем включении маленького человечка во взрослую жизнь рядом с ним не может быть сказки. Мы стремимся дать детям возможность не потеряться в будущей многотрудной жизни, в условиях реальной конкуренции дел и должностей, денег и званий, вне которой не существует ни одно общество. Но не существует нормальной личности без гармонии сердца и ума. Не бывает великих художников – дураков или знаменитых ученых- «сухарей». Только сбалансированность ума и сердца помогает достичь очень многого. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Не нужно лишать детей детства и обманывать их кажущейся взрослостью.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй и гуманистичной сказкой сделает это незаметно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Одной из важнейших задач современности является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе. Реализация данной задачи приводит к необходимости усиления воспитательной работы на всех этапах образования. Поскольку основным показателем высокой нравственности человека является гуманность, а сензитивным периодом для развития гуманности является дошкольное детство, особенное значение приобретает воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.

В настоящее время вопросы нравственного воспитания детей становятся все более актуальными. Как известно, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому нравственное развитие ребенка ставится на первое место в воспитании.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т. В. Черник и др.

Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены. сказка воспитание гуманный нравственный

Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривали различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступки их в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимость глубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений.

Важным средством нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста являются сказки.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде.

Эта особенность позволила нам определить проблему нашего исследования: как использовать сказку, чтобы наиболее успешно формировать гуманные взаимоотношения у детей 4-5 лет.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: изучить сказку как средство воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Объект исследования -- сказка.

Предмет исследования - процесс воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет посредством сказки.

Гипотеза исследования - воспитание у дошкольников 4-5 лет гуманных чувств и отношений будет существенно усовершенствовано, если оно реализуется на основе применения сказки.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:

Дать понятие о нравственности и нравственных качествах;

Рассмотреть формирование нравственных качеств у детей 4-5 лет;

Провести психолого-педагогический анализ сказки;

Изучить роль сказки в формировании гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Особенности развития и воспитания нравственных качеств у детей 4-5 лет

1.1 Понятие о нравственности и нравственных качествах

В основе понятия нравственное воспитание лежат термины мораль и нравственность.

Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.

Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.

Нравственность как свойство личности не является врожденным, её становление начинается в детстве, в условиях специально организованного развития.

Формирование человека как личности - целенаправленный процесс воспитания, процесс социализации индивида, в котором происходит выработка у ребенка человеческих морально-этических качеств, общественного сознания. Структура личности сложна и многогранна. Наиболее характерными компонентами является ее направленность - мировоззрение, идеалы и убеждения, духовные потребности и интересы. Эти составляющие находятся в единстве, связи и взаимодействии. Они составляют ту сущность личности, которая является руководящей, направляющей силой в деятельности и поведении.

В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы.

Какие же нравственные качества личности необходимо развивать и для чего это пригодится в жизни?

Человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали - все это можно отнести к нравственным качествам личности.

Только полноценно нравственный человек может быть трудолюбивым. Постоянное усердие и старание в занятиях труда различного рода может привести человека к результату.

Человеколюбие заключается в его добром расположении к людям, способности проникнуться к ним участием и помочь в сложное время. Не всякий человек готов оказать поддержку и выразить сочувствие даже близким, не говоря о малознакомых людях. Тяжело проявить теплоту и заботу по отношению к окружающим, но еще труднее душевно сострадать и переживать за другого человека.

Бескорыстие - это духовное качество, которое дает человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Считается, что подобные поступки всегда возвращаются к деятелю как бумерангом положительными аспектами.

Верный человек - это высоконравственная личность, так как он всегда выполняет данные им обязательства и постоянен в отношениях. Верность характеризует умение быть дисциплинированным.

К нравственным качествам личности относится обычная вежливость. Однако именно она позволяет характеризовать человека как гармоничную и интеллектуально развитую особу. Встретив вежливого человека, проявляющего хорошие манеры поведения, окружающие непременно отмечают у него наличие достойного воспитания. Вежливый человек вызывает у людей уважительное и доброжелательное отношение.

Тактичность - качество, которое трудно развить, оно является внутренним чувством меры. Все же можно научиться контролировать свои эмоции и речь. Человеку, способному осознать грань между избыточностью и достаточностью в разговоре или действиях, непременно легче положительно настраивать людей по отношению к себе. Часто, такт позволяет избежать многих конфликтов.

Необходимо бережно относиться к природе. Варварское обращение к деревьям, цветам и животным - не что иное, как показатель первобытности сознания человека и его плохого воспитания. Понимание важности природы в жизни человека, ее влияния на будущее человечества доступно только умственно и морально подготовленному человеку.

Таким образом, очень важно развивать нравственные качества личности. Если каждый человек на планете осознает в этом необходимость, то значительно реже можно будет столкнуться с различного рода преступлениями. Как минимум, человек станет меньше прибегать к грубости и проявлять эгоизм, так как он приобретет интеллектуальную и моральную силу.

1.2 Формирование нравственных качеств у детей 4-5 лет

Цель воспитания - развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя - можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов .

В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Часто дошкольники не имеют правильного представление о нравственности или у них не сформированы нравственные качества и, взаимодействуя с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Воспитания гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей начинается с раннего возраста.

Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

Важнейшее образование этого периода - произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания - желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.

В этом возрасте созданы наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.

В поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности.

У детей 4-5 лет развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости, смелости.

В эмоционально - чувственной сфере ребенок учится понимать переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет обычно эмоционально оценивают поступки сверстников, героев литературных произведений. Они улыбаются, смеются при оценке положительных поступков или возмущаются, размахивают руками, когда видят отрицательный поступок.

В сфере развития нравственного поведения продолжается формирование умений, навыков и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, трудиться в природе.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в общении со сверстниками.

Важной способностью для формирования нравственного развития детей является способность ребенка переживать за другого - эмпатия.

Для развития эмпатии очень важно, чтобы воспитатель был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.

Постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» - и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

« Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» - стремление к нравственному самосовершенствованию».

В средней группе, основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного культурного поведения. Необходимо организовать жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.

Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, «новенький» не может сам справиться), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым по ступкам детей.

Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний, доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.

Эффективный путь нравственного развития дошкольников - включение всех детей в различные виды деятельности и отношений путем расширения масштабов этой деятельности.

В привычной обстановке ребенок должен самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого.

Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям и близким. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием. По побуждению старших и по собственной инициативе пытаться проявить заботу о близких, о воспитателе: предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки. По поручению старших уметь сделать приятное близким в день рождения, в праздник (нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, спеть песенку, прочесть стихи). Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.

Таким образом, надо сделать так, чтобы все, что достигнуто детьми к концу пятого года жизни, ложилось в основу дальнейшего нравственного, умственного и эстетического развития ребенка.

Глава 2. Влияние сказки на воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет

2.1 Психолого-педагогический анализ сказки

Можно утверждать, что вопросы, связанные со сказкой, являются самыми древними, т.к. проблемы воспитания и образования не могли не строиться на сказке.

Сказка как объект научного анализа давно привлекает к себе внимание и лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и многих исследователей, каждый из которых находит свой специфический срез исследования. Подобная специфичность сказки объясняется ее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.

В существующих многочисленных подходах в изучении генезиса сказки можно выделить философско-исторический, представленный в работах таких авторов, как В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, В.Я. Пропп, Ю.В. Филиппов. В работах перечисленных авторов содержится богатейший теоретический и эмпирический материал, фиксируется этническое своеобразие мифологического творчества, что представляет интерес и для нашего исследования.

В науке накоплен обширный материал по изучению сказки с филологических и литературоведческих позиций. Здесь можно выделить работы В.И. Даля, Н.А. Дмитриева, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Э.В. Померанцевой. В этих работах исследуются художественно-образные особенности сказки, специфика народной и авторской сказки и т.п.

В психолого-педагогических исследованиях М.В. Ермолаевой, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, изучены особенности восприятия сказок детьми, влияние сказки на развитие личности ребенка, формирование игровой деятельности детей посредством сказки и т.п.

В этнографических работах Е.Н. Елеонской, А.Ф. Лосева, Н.И. Кравцова, Д.С. Лихачева, К.М. Нартова, Б.Н. Путикова содержится анализ специфических особенностей сказок народов мира.

Анализ сказки с психолого-педагогической позиции позволил выявить ее несомненный воспитательный потенциал. Являясь эффективным педагогическим средством, сказка способствует реализации основных воспитательных целей, а именно «помощь в процессе социального становления личности, обеспечение его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно сохранение своего «Я», развитие индивидуальности».

Сегодня воспитание все чаще рассматривается в контексте процесса целенаправленной социализации личности в окружающем социуме. Сказка, являясь социальным явлением, позволяет формировать целостное восприятие мира, в чем проявляется ее огромный потенциал социализации. В ней заложены фундаментальные основы добра и зла, времени и пространства, социальных отношений. Однако ее значение для процесса социализации видится не сколько в рамках определенной и достаточно узкой функции, а скорее в способности становиться ориентиром в процессе формирования знаний, умений, ценностных установок, мотивов поведения, в целом социального опыта ребенка. В этом заключена миссия сказки.

Сказка естественным образом помогает выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, ее образное и абстрактное мышление. Способность сказки «приглашать к сотрудничеству», становиться соавтором сказочного текста, также способствует проявлению и развитию творческих способностей личности. Кроме того, здесь нужно говорить не сколько о творческом результате, сколько о самом процессе творения, когда в единстве представлены как репродуктивные, стандартные, традиционные, так и новаторские, креативные элементы. Однако будет ли сказка в чистом виде реализовывать креативную функцию, побуждать творить, фантазировать, находить нестандартные решения различных ситуаций зависит в большей степени от методики работы педагога, от тех форм, методов, приемов и техник, которые позволят ребенку в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

Одной из форм организации работы со сказкой является игра. Игра также как и сказка является древнейшим элементом культуры и эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Два основных феномена игры - деятельность фантазии и поглощенность вымыслом - подчеркивались и выделялись многими психологами. В этом заключен один из основных элементов общности сказки и игры. Кроме того, игры, как и сказки, имеют глубокую социальную основу, позволяющую формировать у ребенка соответствующие умения: хозяйственнобытовые, моторно-двигательные, культурно речевые и др. В игре как и в сказке, решаются проблемы развития личности ребенка. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой, происходит приобретение нового социального опыта.

Сказка представляется как некий многомерный универсальный мир, отражающий трехмерность пространственного (высота, ширина, длина; небесный, земной, подземные миры) и временного измерений (прошлое, настоящее и будущее). Таким образом, в сказке образуется так называемый «голографический континуум», характеризующий ее многомерность и позволяющий ребенку одновременно представлять, фантазировать, творить свой «реально-вымышленный» мир по всем пространственно-временным законам, одновременно познавая их. Читая сказку, знакомясь с ее героями, ребенок постепенно вживается в сюжетную канву увлекательной истории, погружается в захватывающие события, начинает видеть, слышать, ощущать все происходящее. По мере развития сюжета усиливается сопереживание героям, устанавливаются причинно-следственные связи, тем самым у ребенка начинает проявляться эмоциональная оценка событий, формируется свой эмоциональный опыт проживания событий. Сказка имеет удивительную способность отражать значительное и масштабное в конкретном лаконичном сюжете. Именно сказка, по мнению И. В. Кольцовой, как древнейшая форма народного мироосвоения, обладая голографическим потенциалом и являясь синкретическим проявлением «коллективного бессознательного», обладает колоссальными возможностями сохранения и развития голографического мироощущения ребенка.

В реальной жизни процесс воспитания чаще всего ориентирован на цепь запретов: «нет» - «нельзя» - «невозможно» - «недопустимо». Сказка же предоставляет возможность выхода из категорий отрицания к категориям «получения желаемого» при помощи волшебных «помощников» (волшебная палочка, ковер-самолет, цветик-семицветик), которые выступают в сказочных текстах в качестве самостоятельно действующих предметов, либо средств, наделяющих волшебными свойствами самого героя, в котором ребенок видит себя.

Через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Именно через сказку ребенок получает возможность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, находить взаимопонимание с другими народами. Сказка своеобразным способом создает портрет этноса, так как в мыслях, суждениях, настроениях и действиях героев сказки содержится и передается информация о нравах и быте народа.

С точки зрения психологии на решение проблемы развития личности, обретения «самости» на основе анализа своих собственных возможностей, проблемы ответственного выбора средствами сказки направлена сказкотерапия. К. Г. Юнг первый из психологов высказался о психологическом назначении сказки - в ней отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков.

Современные исследователи данного направления (И. Вачков, А. Гнездилов, О. Защиринский, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов) неоднократно отмечали в своих работах эффективность воздействия сказочных сюжетов на формирующуюся личность как с позиции социализации, так и индивидуализации. Сегодня сказкотерапия понимается в науке как «способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека».

Сказка с позиции сказкотерапии решает несколько важных задач - сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Она предлагает и объясняет читателю различные формы поведения, акцентирует внимание на ролевых взаимодействиях, персонифицированных эмоциях, в целом на процесс трансформации личности.

Одним из важнейших направлений сказкотерапии является работа со сказкой как средством передачи знаний о жизни. Издревле жизненный опыт передавался из поколения в поколение через образные истории, сказки. Все сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В них можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая, читая, инсценируя сказки, по мнению, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», который может быть активизирован в случае необходимости, или останется в пассиве. Если работать с ребенком над каждой сказкой, то знания, зашифрованные в ней, будут находиться в постоянном активе, не в подсознании, а в постоянном сознании. Таким образом, ребенка удастся успешно подготовить к жизни, сформировать у него важнейшие ценности.

Читая ребенку сказки, мы помогаем формировать ему модель мира, в которой он постепенно начинает выстраивать себя как личность, соотносить себя с другими. Анализируя отношения между героями, их поступки и результат деятельности, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи. Синтезируя для восприятия сказочных образов все свои органы чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, кинетику и кинестетику), развивается предметное восприятие и мышление ребенка: он учится видеть, воспринимать и анализировать мир, в котором каждый предмет имеет свою форму, свой контур, свое лицо и место в окружающей действительности.

Таким образом, сказка - это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные и житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. Сказка является эффективным педагогическим средством, позволяющим личности не только развивать собственный потенциал, но и приобщаться к социальному опыту человечества, социализироваться к окружающей действительности, накапливая тем самым индивидуальный социальный опыт.

2.2 Роль сказки в формировании гуманных чувств у детей 4-5 лет

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка - это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка - это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты».

Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течение столетий проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова «дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа».

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гуманных чувств.

Несмотря на то, что в сказках, как и в жизни, много предательства, зла, всё же торжествует всегда добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа. Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра.

Сказка рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми. Первый воспитательный аспект сказки - это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но и как люди с определёнными чертами. У ребёнка не возникает сомнения в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому. Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и прямодушии, добре и зле, героизме и трусости, щедрости и жадности, почерпнутые из сказок, складываются у него в нормы поведения.

Небольшие сюжетные произведения дают маленькому слушателю полезную информацию о растениях и природных явлениях, объясняя суть многих вещей в природе и обществе. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и воспроизводятся детьми, дают им простые, но жизненно важные представления о мире. Доставляя эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить сравнения. Развивается речь, образное и логическое мышление, умение кратко, ёмко и красиво выражать мысль.

Персонажи сказок со своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести себя в простейших жизненных ситуациях. Удача, богатства выпадают героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения.

В сказках осуждается насилие, разбой, коварство, разоблачаются козни против добра. Прямо или косвенно в них выражается одобрение или осуждение поступков героев.

Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность сказочного вымысла.

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам и в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Недостаточно развить у детей чувство сопереживания. Гораздо труднее научить детей радоваться успехам и достижениям других, особенно сверстников. Эти эмоции в воспитательном смысле трудно формируемые. Дети, которые умеют сочувствовать и сопереживать другим, в плохом настроении, бывает, не поднимаются до высоты бескорыстной радости за другого. Для развития таких чувств можно обратить внимание ребят на то, как умеют радоваться взрослые и дети радостям других, как наказывается в сказках корысть и зависть (например, Золушка радуется красоте своих сестер, которые будут блистать на балу в королевском замке, в то время как она должна будет переделать очень много тяжелой, изнурительной работы, и т.п.). Можно проигрывать различные моменты сказок и других произведений, тщательно отбирая такие, в которых присутствовала бы бескорыстная радость за другого.

Рассматривая сказку как учебник жизни, можно сделать некоторые выводы. Дети не могут жить и расти без сказок. Педагогическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей.

Заключение

Сказка - это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные и житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. Сказка является эффективным педагогическим средством, позволяющим личности не только развивать собственный потенциал, но и приобщаться к социальному опыту человечества. Педагогическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей.

Исследователи сказок рассматривают ее с разных позиций. Для лингвистов сказка является предметом языкового анализа, исследователи в области фольклора рассматривают сказочный материал с позиции ее жанровой эволюции. Предметом изучения этнографов является анализ специфических особенностей развития разных народов мира, нашедших свое отражение в сказке, психологи отмечают явный терапевтический и коррекционный эффект сказочных историй на процесс формирования личности, философам сказка представляется как синтез бытия и небытия, актуального и потенциального.

Сказки входят в жизнь ребёнка с момента, как он обретает способность понимать речь. Грустные и весёлые, страшные и добрые, они знакомят детей с огромным миром, с первыми представлениями о добре и зле, справедливости и порядке и становятся любимой забавой.

Сказка - сильное средство воспитания нравственных качеств детей.

Нравственное воспитание ребенка начинается с того, что слышит, видит и что вызывает отклик в его душе.

Особенно эффективна сказка для дошкольников, которые могут удивляться миру, стремятся познать и изменить его. Благодаря воспитанию через сказку у детей развиваются границы их внутреннего мира. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую речевую деятельность, будит их фантазию. Сказки учат детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельное решение в жизни, находя самые непредсказуемые решения в стандартных ситуациях.

Сказка помогает воспитывать гуманные чувства у детей такие, как доброта, отзывчивость, уважение к старшим, милосердие, а также умение определять, где хороший или плохой поступок.

Методы работы по развитию гуманных чувств у дошкольников 4-5 лет позволяют обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение их в лучшую сторону.

Главная цель педагога - это использование нестандартных методов и приемов обучения способствующих воспитанию гуманных чувств у детей. Все, что мы даем слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае наша работа будет эффективной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному.

Список литературы

1. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977

2. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.// Успехи современного естествознания.- 2010.-№6

3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2006

4. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. -1988.-№7

5. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М., 2000

6. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.- М., 2005.

7. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание.- 2005.- №5.

8. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - М. : Речь, 2006

10. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994

11. Николаева Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании.// Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. - Якутск, 2004

12. Новикова В. И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников. - Таганрог, 2000

13. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников./ Под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

14. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. / М. И. Рожков. - М., 2008

15. Кольцова И. Н. Социокультурные функции сказки. - Н. Новгород, 2000

16. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения.// Дошкольное воспитание. №1 - 1989

17. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989

18. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979

19. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1997

20. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : ВЛАДОС. 1999

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование личности ребенка и развитие речи. Сущность и содержание понятия нравственных чувств. Формирование нравственных чувств у детей в онтогенезе с сохранным и нарушенным слухом. Чувашская народная сказка как средство воспитания нравственных чувств.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Воспитание гуманных чувств у дошкольников. Создание условий для формирования у детей-дошкольников гуманного отношения к окружающим. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств.

    контрольная работа , добавлен 03.01.2004

    Сущность и особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2012

    Определение сказки, ее разновидности и типы, роль в воспитании ребенка. Национальные сказки, их значение для всеобщего развития ребенка. Сказки, включенные в образовательную программу, по которой работает автор. Использование сказок в работе с детьми.

    реферат , добавлен 21.09.2011

    Формирование нравственных чувств в онтогенезе детей с сохранным и нарушенным слухом. Народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка. Коррекционная работа по развитию нравственных чувств детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Характеристика игр-драматизации, их содержание в старшем дошкольном возрасте. Изучение представлений детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах. Сказка "Три поросенка".

    дипломная работа , добавлен 20.12.2010

    Нравственное воспитание и его роль в развитии личности. Формирование нравственных качеств личности. Внеклассная работа, направленная на развитие нравственных качеств в личности. Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2007

    Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Своеобразие гуманных качеств у старших дошкольников, условия и технология их воспитания. Уровень развития гуманных качеств.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2013

    Условия формирования нравственных представлений посредством сказки в психолого-педагогической, научной и методической литературе. Оценка эффективности использования сказки как средства формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.